В Алматы прошел суд над вайнерами, Мейржаном Туребаевым и Мейрханом Шерниязовым, обвиняемыми в управлении крупной финансовой пирамидой под названием Mudarabah Capital. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Что говорят потерпевшие
Канат Несипбеков рассказал, что вложил в ТОО «ASTEX.KZ» не менее 330 миллионов тенге. Он также рассказал, что эта компания неоднократно выплачивала дивиденды, что заставило его довериться ей и, соответственно, вложить дополнительные средства. К моменту, как начались проблемы с выплатами, его чистый убыток составил 180 млн тенге.
Несипбеков отметил, что первую сделку на крупную сумму он совершил непосредственно с Алмасом Курмангалиевым, которого обвинение считает основным организатором финпирамид и ОПГ.
«Сказали, что компания участвует в тендерах. Я проверил через портал, и подтвердилось, что они участвовали. Начал вкладывать. Приехал в офис к Алмасу и там наличными передал деньги и заключили договор», — объяснил Несипбеков.
Тимур Оспанов, один из пострадавших от деятельности ТОО ASTEX.KZ, начал инвестировать в компанию через агентскую фирму Mudarabah Capital. По его словам, первоначально он вложил 10 миллионов тенге в качестве начальных инвестиций. Позже еще 5 миллионов тенге были инвестированы путем заключения дополнительного соглашения. При этом, как уверяет потерпевший, в качестве дивидендов ему удалось вернуть лишь 1,7 млн тенге.
«Два месяца я получал дивиденды. Но с января 2021 года начались задержки. В апреле нам сказали, что возбуждено уголовное дело, где истцом стала «Mudarabah Capital», они подали иск на «Astex.kz», — рассказал в суде Оспанов.
У Данияра Альбекова был менее удачный опыт с его инвестициями в ТОО ASTEX.KZ через Mudarabah Capital, вплоть до того, что он не получил обратно ни копейки из своих 9 миллионов тенге. Сначала он внес 5 миллионов тенге в августе 2020 года, а затем подписал дополнительное соглашение на сумму в 4 млн тенге потерпевший заключил в октябре того же года.
«Изначально увидел рекламу Mudarabah Capital. Потом позвонил в офис, хотел встретиться с руководством лично. Через неделю они перезвонили. Я подъехал в офис. Там встретился с Андреем Ча (один из обвиняемых). Он объяснил всю ситуацию, куда деньги уходят, как. Получалось, что они – агенты, а деньги уходят на тендера на ТОО «ASTEX.KZ», — рассказал Данияр Албеков.
В октябре того же года жертве было предложено заключить дополнительное соглашение на сумму 4 миллиона тенге.
«Я ничего не получал (дивиденды). Все мои 9 млн на капитализацию ушли на год. Я сознательно отказался от ежемесячных дивидендов, хотел, чтобы деньги (и вклад, и дивиденды) хранились — и через год забрать», — говорит Албеков.
Весной 2021 года между ASTEX.KZ и Mudarabah Capital начались разногласия, которые привлекли большое внимание СМИ и впоследствии стали причиной расследования в отношении ACD Technology, ASTEX.KZ и Mudarabah Capital.
Главное судебное разбирательство
Недавно в Алматы началось главное судебное разбирательство по нашумевшему делу о финансовой пирамиде Mudarabah Capital, на котором выступили двенадцать обвиняемых, включая Мейржана Туребаева и Мейрхана Шерниязова.
На суде сообщили, что в 2019 году Алмас Курмангалиев создал мошенническую финансовую пирамиду Astex с целью накопления личного богатства и выгоды. Для реализации своего плана он заручился помощью своего родственника Ержана Мансурова, который преследовал аналогичные корыстные цели. Было зарегистрировано ТОО Astex.
Курмангалиев пытался собрать деньги, чтобы покрыть обещанные выплаты в размере 240 процентов в год, поэтому он поддерживал работу ОПГ и активно искал новых инвесторов. Чтобы его деятельность выглядела более законной и заслуживающей доверия: Руслан Бурканов, Азимжан Саидбаев и Мейирхан Шерниязов. Они, осознавая противоправность предлагаемых действий, дали свое согласие на участие, сказал гособвинитель.
После тщательного рассмотрения было создано новое товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) — Mudarabah Capital. Здесь было установлено, что Бурканов, Саидбаев и Шерниязов пропорционально распределили доли уставного капитала между собой. Было отмечено, что эта компания была предназначена для того, чтобы привлекать деньги вкладчиков.
Mudarabah Capital и Astex заключили соглашение, по которому Mudarabah выполняла ряд обязанностей от имени Astex. Это включало поиск потенциальных клиентов, заключение контрактов, предоставление консультаций, связанных с соглашением, и другие юридические операции. Кроме того, в соглашении было указано, что Mudarabah Capital было структурным подразделением Astex.
В компании Mudarabah Capital директором был назначен Бурканов, один из ключевых членов-учредителей. Помимо обязанностей директора, Саидбаеву, который также являлся одним из основателей компании, было поручено проводить кампании и маркетинговые мероприятия в социальных сетях, а также распределять средства между учредителями.
Шерниязов вместе с двумя другими лицами якобы обратились к Мейржану Туребаеву в конце сентября 2020 года с намерением популяризировать их финансовую пирамиду. Мейржан Туребаев имеет значительное присутствие в Интернете благодаря своей большой аудитории, насчитывающей более миллиона подписчиков на различных платформах социальных сетей. Отмечается, что его привлекли для совершения совместных преступных деяний, пообещав вознаграждение.
Взвесив потенциальные выгоды и риски от вступления в незаконную организованную преступную группу, Туребаев решил рискнуть. Он знал, что участие в финансовой пирамиде является незаконным и что в случае неудачи ему грозит уголовная ответственность. Однако он также прекрасно понимал, какую потенциальную прибыль это может принести, поскольку вкладчики лишатся средств, приступил к своей работе.
Туребаев был назначен для продвижения финансовой пирамиды, запуска кампании и инвестирования в нее, а также ее рекламы на различных платформах социальных сетей. Это должно было создать впечатление, что это законное предприятие. Его имя также было добавлено в список членов-учредителей, все из которых владели 11-11,5 процентами акций.
После оглашения обвинений судья Камшат Саурова спросила мнение подсудимых. Шерниязов и Туребаев отвергли обвинения в создании и управлении мошеннической финансовой схемой, заявив о своей невиновности.
Суд
В Алмалинском районном суде Алматы прошло предварительно слушание по обвинению в создании и управлении незаконной финансовой пирамидой под названием Mudarabah Capital. Судебное заседание проводилось с помощью приложения Zoom.
Кто предстал перед судом
На скамье подсудимых оказались несколько человек. Среди них был Алмас Курмангалиев, выступающий в качестве руководителя ТОО «ASTEX.KZ», а также Руслан Бурканов, генеральный директор ТОО «Mudarabah Capital». Дания Рахимова, одна из организаторов схемы.
Также перед судом предстали учредители «Mudarabah Capital» Андрей Ча, Биржан Жармухамед и Самат Касенов. Тимур Рустемов, бывший финансовый директор Mudarabah Capital. Юрист Нурлан Султанбаев, а также Вайнеры и Мейрхан Шерниязов и Мейржан Туребаев. И Ерлан и Ержан Мансуровы — создатели финансовой схемы.
Отметим, что Адлет Ораз и Азизджан Саидбаев в настоящее время разыскиваются международными властями в связи с их участием в данном уголовном деле.
Алмас Курмангалиев
В ходе судебного процесса судья Камшат Саурова председательствовала на процессе, в ходе которого Алмас Курмангалиев дал показания о том, что на него давили при подписании документа, в котором были подробно изложены материалы, относящиеся к делу. Далее выяснилось, что пострадавшим от этого дела была увеличена компенсация и установлен срок до 18 января.
Ответчик высказал свое мнение о неправильном выборе экспертизы по делу Mudarabah Capital, по которому требуется безналичный платеж в размере 97,9 млн тенге и наличный платеж в размере 676,7 млн тенге, со сроком выплаты, ограниченным 18 января 2021 года. Он заявил, что суд должен назначить новую экономическую оценку, чтобы получить более точное понимание ситуации.
Алмас Курмангалиев попросил перевести его под домашний арест в связи с его онкологическим заболеванием и у него — несовершеннолетние дети. А адвокаты Мансуровых утверждали, что в их семье — больная мать.
Кроме того, адвокаты подчеркнули, что убытки не были должным образом оценены и что некоторые из потерпевших заявили о своих претензиях только на основании слов. Они утверждали, что в обвинительном заключении не были точно отражены фактические выплаты, и поэтому сумма ущерба должна быть соответственно уменьшена.
Руслан Бурканов
Руслан Бурканов в своем обращении выразил сожаление. Он заявил, что проследит за тем, чтобы все деньги были возвращены, и попросил их проявить терпение в этом процессе. Он также задал вопрос, почему Дания Рахимова и Чингис Курмангалиев не были взяты под стражу, учитывая, что они отвечали за финансы компании.
Его позицию поддержали некоторые обвиняемые и адвокаты, которые призвали к более тщательному расследованию. Бурканов попросил дополнительное расследование, отметив, что он занимался только маркетинговой деятельностью компании.
Мейирхан Шерниязов
Адвокат Дамир Жанабеков утверждал, что его клиенты, Мейирхан Шерниязов и Андрей Ча, на самом деле являются потерпевшими в этом деле. Он подчеркнул, что ни один из них не может быть обвинен в преступлениях, предусмотренных статьей 229 Уголовного кодекса Республики Казахстан — «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой» — или ст. 262 УК РК — «Создание и руководство организованной группой, преступным сообществом, а равно участие в них».
Дамир Жанабеков подчеркнул тот факт, что не было представлено никаких доказательств того, что его клиенты нарушили статью 262 Уголовного кодекса. Он напомнил присутствующим о событиях, приведших к созданию мошеннической финансовой пирамиды в 2019 году с участием Алмаса Курмангалиева, Ерлана и Ержана Мансуровых, и Дании Рахимовой и Адлета Ораза в 2020 году.
В мае того же года Ораз нанял Мейирхана Шерниязова для продвижения финансовой пирамиды. По словам Жанабекова, Шерниязов не собирал и не перераспределял деньги вкладчиков — согласно уставу, это мог делать только генеральный директор, председатель правления или финансовый директор, но не учредитель. Кроме того, сам Мейрхан Шерниязов внес в финансовую пирамиду 36 миллионов тенге.
Андрей Ча
Андрей Ча не только является якобы потенциальной жертвой мошеннической схемы, но и уже вложил в компанию значительные средства, общая сумма которых составила 23 миллиона тенге. Будучи маркетологом компании, он отвечал за продвижение и рекламу услуг компании через различные социальные сети. Адвокат, который защищает вышеуказанных, отметил, что в материалах дела отсутствует информация об их вкладах, в связи с чем он считает, что они должны быть переведены из статуса обвиняемых в статус потерпевших.
Дамир Жанабеков также указал, что ТОО «Мударабах Капитал» по сути являлось агентом, действовавшим от имени ТОО «ASTEX.KZ» с целью привлечения клиентов и взимать с них плату. Кроме того, компания не участвовала в государственных тендерах или процессах государственных закупок, и поэтому не могла получать доход из государственных источников.
Тимур Рустемов
Законный представитель Тимура Рустемова ходатайствовал о переводе своего клиента под домашний арест в связи с тем, что он вложил значительную сумму денег в финансовую пирамиду. Первоначально эта информация не была раскрыта в документах по делу. Тимур был финансовым директором ТОО «Мударабах Капитал» с августа по октябрь. И ему только платили за работу — дополнительных средств он не получл.
Более того, Тимур Рустемов сообщил о предполагаемых нарушениях, что привело к его увольнению с этой должности.
Тимур Рустемов публично сообщил, что на него оказывали давление — он обвинил представителей пенитенциарной системы в попытке вымогать у него деньги.
Мейржан Туребаев
Мейржан Туребаев подал в суд ходатайство о признании его жены Даны Есеевой обществвенным защитником, которое в итоге было удовлетворено. Он также просил вернуть дело прокурору, утверждая, что в ходе расследования были допущены существенные нарушения.
Адвокат вайнера Ролан Мурадов выразил обеспокоенность по поводу расследования, заявив, что не были опрошены все необходимые свидетели и не были изъяты все необходимые документы. Он также попросил перевести меру пресечения Туребаева под менее строгую форму и вернуть дело прокурору.
Ролан Мурадов и его коллеги убедительно доказывали, что на скамье подсудимых должны оказаться Нурпеисова и Нуралиева, бухгалтеры, отвечавшие за платежи, и менеджер Снегирева. Их точка зрения заключалась в том, что именно через их руки проходили все средства, однако в настоящее время они рассматриваются только как свидетели. Однако Мурадов и его команда также заявили, что бухгалтерские записи и платежные данные не были полностью изучены, а лишь только формально.
Нурлан Султанбаев
Сергей Ким, адвокат Нурлана Султанбаева, сообщил, что юридические вопросы, которыми занимался его клиент, были сильно затруднены тем, что значительное количество данных, необходимых для процесса, пропало. Кроме того, не была проведена аудиторская проверка, несмотря на то, что она была запрошена еще в ноябре, а некоторые документы не были предоставлены или проанализированы. а
Адвокаты также жаловались на то, что они не получили обвинительное заключение непосредственно от прокуратуры, а были переданы своими коллегами. Ким также подчеркнул, что Султанбаев уже несколько месяцев содержится в изоляции, несмотря на то, что вместо этого он мог быть помещен под домашний арест. По словам Кима, один из основных аргументов, используемых прокурорами, заключается в том, что Нурлан Султанбаев просто отказывается вернуть деньги своим жертвам.
Дания Рахимова
Адвокат Дании Рахимовой указал, что ее клиентка не провела очную встречу с Курмангалиевым и братьями Мансуровыми, и что они не сравнивали ее подпись с образцом почерка. Адвокат также отметила, что следователи намеренно скрыли тот факт, что компания ASTEX.KZ действовала с 2014 года, а Дания Рахимова пришла в компанию только позже.
В рабочее время суд не смог опросить всех присутствующих в зале, что привело к задержке судебного разбирательства и вызвало необходимость перенести его на 14:30 23 декабря.
Подробности дела Mudarabah Capital
Дело рассматривалось в Алмалинском районном суде. На скамье подсудимых находились 12 человек, в том числе Туребаев и Шерниязов. Они подозревались в создании и осуществлении финансовой (инвестиционной) пирамиды в составе организованной преступной группы. Еще два человека, в том числе еще один блогер Азимжан Саидбаев, находятся в бегах и были объявлены в международный розыск.
Стоит отметить, что после предварительного слушания началось основное судебное разбирательство. Ранее сообщалось, что в рамках этого уголовного дела было арестовано 33 объекта недвижимого имущества, три автомобиля, девять банковских счетов и различные доли в уставном капитале 16 компаний.
В апреле этого года известные вайнеры Мейржан Туребаев и Мейрхан Шерниязов были арестованы и признаны подозреваемыми. Кроме того, Азимжан Саидбаев, третий вайнер, стал фигурантом дела, который находится в бегах.
Читайте также: