Сразу несколько казахстанских экспертов и аналитиков в Telegram высказались о проблемах Нацбанка, сказав, что иногда он сам вредит экономике страны. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Первое мнение
Вот, например, авторы канала TENGENOMIKA пишут, что денежная масса в Казахстане с начала лета выросла на 2,6 трлн тенге, а Нацбанк продолжает искать новые причины для оправдания роста цен.
«Широкая денежная масса» в Казахстане по данным Нацбанка с конца мая по конец августа текущего года выросла на 2,6 трлн тенге (или 8,9%) и составила рекордные 31,6 трлн тенге. При этом, с начала года рост показателя денежного агрегата М3 составил почти 6%, а с конца января 2019 года он вырос на 47,4%. Аналогичный тренд демонстрирует и денежный агрегат М2.
В свою очередь, объем наличных денег в обращении (МО) с начала года в Казахстане вырос сразу на 10% до 3,3 трлн тенге.
Если вкратце, то денежная масса в Казахстане имеет 4 агрегата: М0, М1, М2, М3.
- М0 – наличные деньги в обращении;
- М1- «Деньги», М1 = М0+депозиты до востребования и переводные депозиты в тенге.
- М2 – М1+срочные и сберегательные депозиты + депозиты до
- востребования и переводные депозиты в иностранной валюте.
- М3 – «Широкие деньги», М3 = М2 + срочные и сберегательные депозиты в валюте.
Согласно макроэкономической теории расширение широкой денежной массы неизбежно приводит к разгону инфляционных процессов. При этом, важно выделить, что в самом росте денежной массы в Казахстане, как и в любой другой экономике нету ничего плохого, но проблема заключается в скорости его роста. Поэтому, когда Нацбанк в очередной раз ссылается на текущие внешние факторы, как например случилось недавно с притоком граждан из России, то у возникают серьезные вопросы к проводимой денежно-кредитной политики.
Второе мнение
На канале finance.kz тоже высказали мнение по этому вопросу.
Вчера глава Нацбанка Галымжан Пирматов заявил, что в росте инфляции виноваты россияне — наибольший рост цен за последние два месяца наблюдался по арендной плате за жилье как на фоне полномасштабного начала учебного года офлайн, так и из-за притока населения из соседней страны после объявленной частичной мобилизации.
При этом коллеги из @tengenomika обратили внимание на то, что регулятор, кажется, немного врёт:
— «Широкая денежная масса» в Казахстане по данным Нацбанка с конца мая по конец августа текущего года выросла на 2,6 трлн тенге или 8,9% и составила рекордные 31,6 трлн тенге, — пишут коллеги. — При этом, с начала года рост показателя денежного агрегата М3 составил почти 6%, а с конца января 2019 года он вырос на 47,4%. Согласно макроэкономической теории расширение широкой денежной массы неизбежно приводит к разгону инфляционных процессов. Поэтому, когда Нацбанк в очередной раз ссылается на текущие внешние факторы, как например случилось недавно с притоком граждан из России, то у нас возникают серьезные вопросы к проводимой денежно-кредитной политике.
Третье мнение
Владислав Туркин тоже затронул тему, но уже с другой стороны.
На телеграмм-канале Tengenomika очень интересное вкидывание на НБРК, приводя в аргумент рост денежной массы. Вот только тут не все так просто.
Согласно теории, да, нужно смотреть на рост массы, которая является определенным прокси индикатором. Вот только теория писалась и создавалась в США. У них масса однородна в долларах США и вся участвует в кредитной активности, мультипликации и так далее. У нас это немного не так. Валютная часть массы кредитно инертна и по сути выключена из мультипликации. Поэтому для целей анализа массы ее влияния на спрос и мультипликации лучше использовать ее тенговую часть, которая и используется как основа для кредитования и последующего расширения массы и спроса в экономике. Выдача валютных кредитов достаточно проблематична и в основном валютные вклады банков оседают на счетах в НБРК. Сам же рост тенговой массы зависит от роста базы (тут есть большие вопросы по текущей динамике, но их почему-то не затрагивают, ибо есть скользкие моменты) и в большей степени (в этом году) от кредитной активности. Рост тенговых кредитов = рост тенговой массы за счет так называемой мультипликации.
Другой аспект — это самовозрастание массы в результате переоценки валютных вкладов в тенге, это и дает основной вклад в общий рост, учитывая обесценение курса. Но до конвертации обратно в тенге это, как я уже говорил, кредитно инертные средства и рост в большей степени технический.
Читайте также: