Растет число предположений о том, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) может стать местом назначения для китайских денег, стремящихся в экономики разных стран. В этом году наблюдался беспрецедентный отток частного китайского капитала, который может стать рекордным, анализирует Bizmedia.kz.
Есть ли деньгам Китая место в ШОС?
Разница между 12-месячным изменением резервного баланса Китая и 12-месячным торговым балансом является прогнозом потенциального оттока капитала. По состоянию на август 2022 года это соотношение составляло минус 1 060 млрд долларов США, по сравнению с минус 1 180 млрд долларов США на пике оттока частного капитала из Китая в начале 2016 года.
Упомянутое соотношение не является точной оценкой оттока частного капитала, поскольку не учитывает баланс услуг или первичные и вторичные доходы Китая. Однако торговый баланс и ЗВР являются наиболее важными аспектами движения денежных средств, когда речь идет о платежном балансе Китая.
Причина, по которой торговый баланс и ЗВР Китая являются более актуальными, чем постатейный платежный баланс страны, заключается в том, что последний выходит со значительной задержкой (около 4 месяцев после даты составления баланса), в то время как первый обновляется оперативно.
Не существует точного способа узнать, где и сколько денег Китай отправляет и получает из других стран из-за закрытой статистики. Однако показатель торгового баланса и ЗВР может дать базовое представление о трансграничных финансовых потоках Китая.
Китай может вкладывать деньги в ШОС — потенциал огромен
Дефицит услуг за 12 месяцев по март 2022 года составил 90 миллиардов, дефицит первичных и вторичных доходов — еще 160 миллиардов, поэтому отток частного капитала занижен примерно на 250 миллиардов.
Отток частного капитала к августу 2022 может составить до 800 млрд. долларов США.
В прошлом Китай направлял деньги в Африку, периферийную Азию и Латинскую Америку. Однако его потоки в страны ШОС незначительны, за прошлый год Китай инвестировал в экономику Казахстана более 500 млн долларов.
К 2022 году отток китайского частного капитала может превысить 900-950 миллиардов долларов в год. Потенциал участия в ШОС огромен, но вопросы здесь уже не экономические, а политические.
Как Китай наращивает влияние
Китай использует кредиты на инфраструктурные проекты для увеличения внешнего долга бедных и зависимых стран. Эти проекты сопровождаются безусловной гарантией участия китайского бизнеса, что позволяет Китаю расширять свое влияние в этих странах.
Эта система похожа на то, как СССР поддерживал своих союзников. Китайские банки, связанные с правительством, предоставляют кредиты развивающимся странам Африки, Азии и Латинской Америки для создания там инфраструктуры.
Мягкая инфраструктура, финансируемая Пекином, расширяет влияние Китая в мире, и в то же время эти страны становятся все более экономически зависимыми от него. Если раньше такие страны обращались за финансовой помощью к Западу, то теперь они все чаще обращаются к Китаю.
Борьба за влияние
Китайские деловые круги являются важной частью проекта, поскольку они будут поставлять оборудование, компоненты и сырье для проекта. Это поможет укрепить влияние Китая в странах, не входящих в сферу влияния США, а также предоставит больше возможностей для бизнеса китайским компаниям.
Возможности погашения и срок окупаемости кредитов находятся под вопросом. Официальных данных на эту тему нет — это в основном секретная информация. Как и коммерческие условия кредитов, эта информация не разглашается общественности.
Вполне вероятно, что китайское правительство проводит эти операции не только по финансовым причинам, но и для расширения сферы своего влияния. Несмотря на то, что китайское правительство заявляет, что оно сосредоточено на внутреннем развитии, очевидно, что оно также заинтересовано в расширении своей власти и влияния за рубежом.
Раньше для финансирования экономического роста Китай в основном полагался на деньги, вытекающие из страны через его иностранные резервы. Однако с 2014 года наметилась новая тенденция, когда частные инвесторы и квазигосударственные организации стали играть более значительную роль в финансировании экономического роста Китая. Это говорит о том, что Китай постепенно открывает свою экономику и переходит к более экспансионистской фазе.
На графике видно, что с 2014 года основной отток китайского капитала происходит через другие инвестиции. Эти другие инвестиции в китайском контексте — банковские кредиты, торговые кредиты и наличные/депозиты. По кредитам, вместе взятым, с 2015 года чистый отток составил более 1,1 трлн долларов. Это означает, что Китай предоставил больше денег, чем получил в виде кредитов. Таким образом он увеличивает влияние а регионах.