Казахстан экспортирует более половины добываемого газа. При этом 42% населения не имеют доступа к нему. Более того, прогнозируется, что дефицит ресурса произойдет через два года. Детали этой проблемы узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Вопрос добычи и потребления газа в Казахстане — один из ключевых на повестке дня. Страна богата голубым топливом и занимает 19-е место в мире по запасам газа, согласно данным ОПЕК за 2020 год. Однако потребление газа в Казахстане неуклонно растёт с каждым годом, превышая имеющиеся ресурсы. Об этом говорится в исследовании Energyprom.kz.
При растущем уровне потребления эксперты прогнозируют Казахстану дефицит газа начиная с 2024 года. Ожидается, что потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа примерно на 1,7 млрд куб. м.
С 2015-го по 2021 год потребление газа увеличилось почти на 7 млрд куб. м, и в будущем оно будет только расти. Этому росту способствуют ввод новых промышленных объектов и крупные газохимические проекты. Газ становится важным ресурсом при переходе на экологически чистое топливо.
Всё больше инвесторов, готовых создавать в стране какие-либо производства, хотят использовать газ, а не уголь. Кроме того, согласно исследованию Министерства энергетики, проведённому в 2017 году, к 2050 году 25%–30% генерации электричества в Казахстане должно осуществляться за счёт газа.
Однако значительная часть внутреннего потребления газа направляется всё-таки на нужды населения, что является приоритетной энергетической политикой правительства. К концу 2021 года уровень газификации страны составил 57,67%, то есть доступ к газу имели 11 млн человек. При этом, более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона.
Около 42% «негазифицированного» населения Казахстана, или примерно от 8 млн до 9 млн человек, живут без газа и используют уголь в качестве источника отопления.
Существующие проблемы газификации в стране носят исключительно инфраструктурный характер. На газификацию из государственного бюджета ежегодно выделяется до 40 млрд тг. По словам чиновников, проекты газификации реализуются, но мешают бумажная волокита, коррупция, аварии на заводах и низкие цены на газ.
Несмотря на то, что около половины населения не имеет доступа к этому ресурсу, Казахстан потребляет менее половины добываемого газа, а большую часть экспортирует по причине отсутствия обширных внутренних сетей газоснабжения для транспортировки газа внутри страны. В период с 2010-го по 2021 год Казахстан экспортировал в среднем 58% объёма годовой добычи газа.
Санжар Жаркешов, глава правления АО «QazaqGaz», заявил, что страна планирует увеличить добычу газа за счёт запуска новых проектов, а также за счёт переработки газа вместо сжигания и повторной закачки. «Реализация генеральной схемы газификации будет продолжена с привлечением частных инвестиций и независимых газораспределительных организаций», — сказал он на правительственном часе в парламенте.
При этом, по словам Жаркешова, в ближайшие годы газовая отрасль Казахстана может столкнуться с кризисом, и страна может прекратить экспорт газа. У правительства нет чёткого плана выхода из сложившейся ситуации. Но это повод вновь начать разговор о повышении стоимости голубого топлива для населения.
Переориентацию газа с экспортного на внутренний рынок президент Касым-Жомарт Токаев назвал вынужденным шагом, который ведёт к потере валютной выручки и ухудшению торгового баланса.
«Поэтому для решения данной проблемы необходимы системные меры, в том числе по увеличению ресурсной базы и переработки газа. Только нарастив добычу и переработку газа, государство сможет получать экспортную прибыль и в полной мере обеспечивать внутренние нужды», — сказал Токаев.
Дефицит газа в Казахстане может начаться в 2023 году
Об этом в интервью Forbes.kz рассказал председатель правления АО «Национальная компания «QazaqGaz» Санжар Жаркешов.
Дефицит товарного газа может возникнуть уже в 2023-2024 годах. Однако он отмечает, что сейчас, с точки зрения извлекаемых запасов, его нет: 3,8 триллиона кубометров хватит на 100 лет.
Жаркешов также добавил, что текущее потребление газа в Казахстане составляет 21 млрд кубических метров в год, к 2030 году увеличится до 38 млрд. Идет газификация страны. В Казахстане реализуются мегапроекты в области газохимии (в частности, первый интегрированный газохимический комплекс в Атырауской области) — это новые большие потребители газа.
Газ становится важным ресурсом в энергопереходе и ESG. Все больше инвесторов, готовых создавать в стране какие-либо производства, хотят использовать газ, а не уголь. И, согласно исследованию министерства энергетики, проведенному в 2017 году, к 2050 году 25-30% генерации электричества в Казахстане должно осуществляться за счет газа.
Спрос на товарный газ в Казахстане экспоненциально растет. Но действующее ценовое и тарифное регулирование может привести к дефициту этого топлива. Закупочная цена на газ для недропользователей, оптовая цена, по которой голубое топливо у нацкомпании покупает любая газораспределительная организация, будь то частная компания или «КазТрансГаз Аймак», а также тарифы на транспортировку и хранение газа в подземных хранилищах утверждаются государством.
В настоящее время расценки на 1 тыс кубических метров таковы: закупочная цена — 13 750 тенге, транспортировка — 11 459 тенге, оптовая цена — 14 327 тенге.
«Себестоимость газа получается 25 тенге за кубометр. Нам говорят продавать по 14 тенге за «куб». С каждого «куба» мы теряем 11 тенге. Внутренние убытки, связанные с поддержанием низких тарифов для потребителей, субсидируем за счет «сжигания жирка» от экспортной выручки (экспортная цена на газ, поставляемый из Казахстана в Китай, привязана к ценам на нефть марки Brent). Из-за этого наш прогнозный убыток на 2022-2023 годы оценивается в 184 млрд тенге. За последние пять лет накоплено 587 млрд тенге убытков. К 2026 году будет 1 трлн тенге», — говорит топ-менеджер.
В прошлом году Казахстан в целом экспортировал 7,2 млрд кубических метров газа. По прогнозам, представленным в комплексном плане развития отрасли, в 2022 году экспорт может составить 5,19 млрд кубических метров, в 2025-м — практически минус 2 млрд. Санжар Жаркешов поясняет, что добычники не хотят добывать больше из-за того, что им это невыгодно — закупочная цена ниже себестоимости.
При этом, с одной стороны, есть внутреннее потребление, и оно растет. С другой стороны, есть экспортные обязательства, которые необходимо исполнять (за последние пять лет поставки в Китай, например, выросли в четыре раза — с 1,5 млрд до 5,9 млрд кубических метров), и нацкомпания сейчас для этого даже прорабатывает вопросы импорта из соседних стран.
Читайте также: