С 16 мая в Казахстане взял старт новый проект, предусматривающий льготное автокредитование. Однако, уже существует большая очередь из желающих воспользоваться шансом приобрести автомобиль по более щадящим условиям и им теперь стоит сформировать новую очередь. Портал Bizmedia.kz – новости бизнеса узнал все подробности.
- Очередникам на льготное автокредитование необходимо снова подать заявку, чтобы участвовать в новой программе, сообщили в казахстанских банках.
«По новой программе будет формироваться новая очередь. Тем, кто стоят в очереди по старой программе, необходимо повторно подать заявку, в связи с тем, что условия программ разные», - сообщили в пресс-службе Банка ЦентрКредит.
Эту информацию также подтвердили в пресс-службе Евразийского банка.
«Да, действительно, это программа, где другой оператор – Фонд развития промышленности вместо Банка развития Казахстана. Клиентам нужно повторно подать заявку, чтобы встать в новую очередь. Та очередь, что была ранее, сохраняется. Если будет финансирование по той программе, то в порядке очереди клиенты смогут кредитоваться», - отметили в банке.
- В пресс-службе Halyk Bank также отметили, что по новой программе будет формироваться новая очередь.
«Для граждан РК, которые стоят в очереди по прежней программе льготного автокредитования, запущенной Банком развития Казахстана, условия получения кредита сохраняются, и очередь действует в рамках прежней программы. Важно обратить внимание, что программы от БРК и ФРП разные, соответственно, очереди граждан между собой не пересекаются», - отметили в банке.
- В МИИР ранее поясняли, что очерёдностью прежде всего занимаются банки и каждый из них выставляет свои требования к условиям кредитования и подтверждению платежеспособности.
«Банки всё равно будут пересматривать. Возможно, не все из той очереди будут соответствовать требованием банков», - отметил заместитель председателя Комитета индустриального развития МИИР РК Олжас Сапарбеков.
Программу льготного автокредитования обещали запустить сегодня, 16 мая. Но деньги, выделенные на программу, всё ещё не поступили в банки, поэтому пока заявки не принимают.
Что нужно сделать, чтобы встать в очередь на льготное автокредитование в Казахстане:
- Обратиться в автосалон и выбрать автомобиль отечественной сборки.
- В автосалоне заёмщик должен получить счёт на оплату с обязательным указанием VIN-кода. Срок действия счёта не более 5 банковских дней.
- Покупатель идёт в банк со счётом на оплату с указанием VIN-кода.
- С момента принятия заявки банк ставит покупателя в электронную очередь.
- Банк оценит платёжеспособность и кредитную историю заёмщика и при положительном решении выдаст одобрение на кредитование и гарантийное письмо сроком действия не более 5 банковских дней.
- После получения гарантийного письма покупатель должен обратиться в дилерский автоцентр для оформления автомобиля.
- Если покупатель не оформил договор банковского займа в срок не позднее 10 банковских дней с момента получения гарантийного письма, он исключается из очереди.
После подачи заявки покупатель не может поменять марку и модель выбранного автомобиля или перерегистрировать место в очереди на другое физическое лицо. В случае отказа заёмщик выбывает из электронной очереди и на его место будут добавляться новые желающие. В данной программе один человек может принять участие один раз в два года.
Проверкой платёжеспособности и одобрением автозаймов занимаются банки. После одобрения заявки её статус отслеживается самим заёмщиком на платформе соответствующего банка (онлайн-очередь) без участия АО «Фонд развития промышленности».
Льготное автокредитование – участвовать или нет?
Сегодня с трудом запускается льготное автокредитование, которое изначально обещали запустить до конца апреля.
- Условия: 4%, сумма кредитования — не более 10 млн тенге, срок финансирования — не более семи лет, первоначальный взнос — от 0%, стоимость авто отечественной сборки не должна превышать 15 млн тенге. В программу официально попали семь марок — Hyundai, KIA, Chevrolet, JAC, Renault, УАЗ и Lada.
- Механика: Для участия необходимо прийти в салон, выбрать авто, взять счет на оплату, пойти к представителю банка и подать заявку. Если в наличии авто нет, желающие попадают в электронную очередь.
- Как всё будет на самом деле: Сейчас в салонах машин уже почти нет, а растущий спрос со стороны РФ, делает автомобили ещё более дефицитным товаром — программа будет буксовать какое-то время, просто потому, что машин нет в наличии. Кроме этого, вызывает вопрос новое формирование очереди — а как же все те, кто вставал в очередь за прошлым льготным автокредитованием? Их получается, что просто кинули?
- Выводы для правительства: Программа будет убыточна для бюджета, так как ставка кредитования ниже инфляции. Кроме этого, недостаток машин компенсирует хороший пиар от запуска программы — плохим.
- Выводы для потребителей: В программе надо участвовать, так как в условиях, когда депозит приносит до 14,9% в месяц — кредит под 4% выглядит бесплатными деньгами. До того, как ставка по депозиту не опуститься ниже 4% этот кредит ни в коем случае нельзя погашать заранее, если у вас есть лишние деньги — положите их на депозит или заставьте работать как-то иначе.
Как льготный автокредит повлияет на рынок
О том, как обновленная программа повлияет на авторынок Казахстана, рассказал директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.
По словам спикера, в этот раз под условия программы льготного автокредитования подпадают некоторые модели Hyundai, KIA, Chevrolet, LADA, JAC и Renault. Однако эксперт подчеркнул, что обновленное льготное автокредитование «не будет каким-то невероятным толчком» для продаж автомобилей, сделанных в Казахстане. Он отметил, что с 2017 года авторынок страны и так растет в среднем на 20-30 процентов.
«В последние пару лет наблюдается серьезный дефицит предложения не только в Казахстане, но и в мире вообще. И рост происходит безотносительно к действию программы льготного автокредитования. Главные факторы растущего спроса:
- тенденция к обновлению автопарка;
- низкий уровень автомобилизации;
- сохраняющийся платежеспособный спрос», — отметил Мискарян.
Специалист считает, что обновленное льготное автокредитование также «не станет Клондайком для отечественного автопрома».
«При грубом подсчете по условиям программы на 100 миллиардов тенге при нынешних ценах можно приобрести 6,6-10 тысяч машин. А это не очень-то и много. Да, программа рассчитана на длительный период. Да, револьверный принцип заложен в ее основе. Но при этом важно понимать объемы рынка и динамику цен. Так, в 2020 году было продано 90 тысяч новых авто, а в 2021 году — уже 118 тысяч. Больше половины этого объема составляет локальная сборка», — добавил он.
Однако Мискарян отметил и положительные моменты в программе льготного автокредитования.
«Программа даст возможность покупки нового автомобиля на условиях, которых попросту нет в сегменте рыночного кредитования от банков. Там, напомню, ставка может достигать 25 процентов. Так что это льготное автокредитование без преувеличения является уникальным предложением от государства.
- Да, скорее всего, придется какое-то время ждать одобрения заявки в очереди, и да, скорее всего, какое-то время придется прождать свой автомобиль, приобретаемый по программе. Но игра, с точки зрения потребителя, стоит свеч, очевидно», — почеркнул эксперт.
Читайте также:
- Льготный автокредит стало легче получить в Казахстане
- Льготное автокредитование в РК вызвало рост цен на авто
- Казахстанцы недовольны условиями льготного автокредитования в 2022 году
- Официальная инструкция, как взять автокредит под 4%
- Цены вырастут. Как льготный автокредит повлияет на рынок
- Кому будут выдавать автокредит под 4% в первую очередь
- Банк или автосалон? Где дают автокредит под 4 процента
- На льготный автокредит уже очередь на полгода