Многие люди заметили, что «кенгурятники» появились на авто полиции в Алматы. Из-за этого возник логичный вопрос: «Это законно?». Ответ нашёл корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса со ссылкой на Kolesa.kz.
«Кенгурятник» (кенгурин, кенгурушник, бугель) — это металлическая конструкция, крепящаяся на автомобиль к раме или кузову спереди и реже сзади. Предназначен для защиты кузова автомобиля при езде по пересечённой местности и столкновениях с животными. «Кенгурятник» устанавливается в первую очередь на внедорожники и кроссоверы, однако нередко им оснащаются и обычные легковые автомобили. Как правило кенгурятник сваривается из круглых труб.
Новые полицейские автомобили Chevrolet Equinox с мощными чёрными силовыми кенгурятниками с вырубленной на них надписью Polisia замелькали на улицах Алматы. Железное дополнение смотрится впечатляюще, но у водителей возник вопрос: а законно ли? Согласно Техрегламенту ТС, всё, что выступает за пределы бампера, к установке запрещено. И те же полицейские регулярно придираются к автовладельцам даже за заводские кенгуры.
На каком основании и зачем к новым кроссоверам их прикрутили, мы спросили у полицейских. Но внятных ответов не получили. Единственное, что удалось выяснить, что процедуру узаконивания переоборудования Chevrolet Equinox не проходили. Встретив на дороге и попросив разрешения заглянуть в техпаспорт, получили отказ. По всей видимости, их зарегистрировали с брутальным отбойником как есть ещё до выезда из автосалона, там же его и установили. А можно и нужно ли это было делать? Попробуем разобраться.
Уже несколько лет, как в казахстанском законе «О правоохранительной службе» появилась статья 60, разрешающая полицейским «применять … бронемашины и другие специальные транспортные средства … для остановки транспортных средств путём их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника остановиться». То есть таранить нарушителей при необходимости.
Надо полагать, чёрные отбойники для этих целей и будут предназначены. Кроссоверы-то недешёвые! За каждый — 16 млн тенге. А тут какая-никакая, а всё-таки защита при столкновении. Хотя много вопросов к тому, как она сработает и к чему прикручена под бампером.
Силовые бамперы визуально делают машины алматинских патрульных похожими на их коллег — американских «копов». Это и есть, как нам кажется, первопричина появления кенгурятников на мордах патрульных «эквиноксов».
Теперь о законности. Открываем ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» и видим, что в нём в числе прочего говорится:
«Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1 конструкций, выступающих вперёд относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками.»
Однако «данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решётки массой менее 0.5 кг, предназначенные для защиты только фар, и государственный регистрационный знак и элементы его крепления».
Chevrolet Equinox в своей заводской спецификации не предполагает установку чего-то подобного штатно. Перед нами абсолютный самострой наших мастеров. Остаётся надеяться на пункт об оценке соответствия в установленном порядке. Прошли ли её силовые бамперы для алматинских «интерцепторов», полицейские объяснить не смогли.
С другой стороны, в том же ТР ТС 018/2011 есть ещё как минимум пара интересных требований:
- Наружная поверхность транспортного средства не должна иметь выступающих наружу остроконечных или режущих частей или выступов, которые по своей форме, размерам, направлению или жёсткости могут увеличить опасность или тяжесть телесных повреждений, наносимых в результате прямого или скользящего удара о транспортное средство в случае столкновения с ним.
- Наружная поверхность транспортного средства не должна иметь выступающих наружу частей, которые могут зацепить пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов.
Рассмотрим поближе железяки наших полицейских. Верхние и нижние углы установленных на них кенгурятников в вертикальной плоскости скруглены, но в горизонтальной имеют достаточно опасные углы, способные нанести, на наш взгляд, серьёзные травмы.
Складывается мнение, что кенгурятники не проходили оценку соответствия или проходили её чисто в формальном виде.
А как у американцев?
Месяц назад удалось пощупать настоящий американский отбойник, или push bumber, как его там называют, на культовом Ford Crown Victoria из полицейского участка калифорнийской Санта-Барбары. И вот какие у него отличия.
Крепёж. Седан Crown Victoria сам по себе очень крепкий и выносливый автомобиль, причём рамный, и силовой бампер лишь укрепляет передок во всех отношениях. Отбойник у «американца» крепится непосредственно к раме седана в нескольких точках (я насчитал их восемь) и является условным её продолжением. Монолитно!
Отбойник на наших Equinox держится на двух изящных трубах. Как они смонтированы на машине, неизвестно. Плюс конструкция современных автомобилей, а мы, конечно же, говорим о несущем кузове, заметно отличается от классических машин и уж тем более рамных. Даже если железка у наших Equinox прикручена к лонжерону, неизвестно, как себя поведёт кузов даже при сравнительно небольшом ударе. Хотя, по ощущениям, тяжёлая фронтальная конструкция может просто отломиться от труб в местах сварки или её перекосит как минимум.
И ещё — на выступающую часть надет резиновый кожух, как на перилах в старых подъездах, в отличие от казахстанской. Конечно, при наезде на человека она несильно-то и спасет. Но всё же биться о голую железку менее приятно.
Кстати, на американском пуш-бампере спустя десяток лет сохранилась фирменная этикетка производителя — это фирма Go Rhino, производящая защитное оборудование с 1975 года. На железе наших патрульных ничего о производителе мы не нашли. Хотя стоит отметить: долго нам их разглядывать и не дали.
Читайте также:
Что будет, если оказал неповиновение полицейскому в Казахстане