Да, вам не показалось. Когда всё дорожает, бензин в РК может подешеветь. Причина — санкции. Но не всё так просто, как кажется. Сейчас корреспондент Bizmedia.kz всё объяснит.
Сейчас рынок топлива в Казахстане перегрет — бензин в избытке. Об этом сообщил эксперт нефтегазовой отрасли Ерлан Жаукин. Более того, при этом над отечественными НПЗ нависла угроза появления на заправках уже в апреле топлива из России по более низкой отпускной цене.
Жаукин прогнозирует, что российский 92-й бензин к нам станут завозить по 165–170 тысяч тенге за тонну — это стоимость на границе с учётом налогов, в то время как Атырауский НПЗ сегодня отпускает горючее по 185-186 тысяч, а Павлодарский — по 196–198 тысяч тенге за тонну. Ограничить ввоз бензина из РФ Казахстан не сможет: мы поддержим её от затоваривания как стратегического партнёра.
Но в то же время не готовы будут снизить оптовые прайсы и отечественные нефтеперерабатывающие заводы из-за высокой себестоимости продукции. В итоге Казахстан может просто захлебнуться бензином, угробив нашу нефтянку.
Почему бензин в РК может подешеветь?
Избежать этого получится, лишь направив казахстанский, более дорогой в сравнении с российским, бензин на экспорт в западные страны. Азию, куда Казахстан отправляет топливо (Афганистан, Кыргызстан, Узбекистан и другие), задемпингует та же Россия. А вот доступ к топливу из РФ в Европу закрыли санкциями, и наши ГСМ вполне могут заполнить опустевающие баки европейцев.
Экспорт ГСМ из Казахстана в настоящее время ограничен самими властями. Но, по некоторым данным, правительство готовится снять этот запрет уже в середине марта. В итоге казахстанский бензин потечёт на Запад, а на заправках РК, скорее всего, постепенно перейдут на торговлю российской горючкой.
Теоретически цена «на пистолете» должна стать ниже текущей. Вот только будет ли? Предельные цены на ГСМ, установленные в Казахстане в январе текущего года, конечно же, ограничивают сегодня отпускные прайсы, но отнюдь не обязывают продавать закупленный бензин дешевле. Остаётся надеяться лишь на здоровую конкуренцию между нашими заправщиками.
Предельные цены на топливо в Казахстане
5 января 2022 года в рамках мер по стабилизации социально-экономической ситуации властями Казахстана было принято решение временно вернуться к государственному регулированию розничных цен на топливо.
В ближайшие 180 дней на заправках страны бензин АИ-92 должны будут продавать по 182 тенге за литр, а АИ-95 — по 215 тенге. Для межсезонного и летнего дизеля предусмотрено два ценника: 230 и 260 тенге за литр. Первый актуален для Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской и Туркестанской областей, а второй — для Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской.
Для сжиженного газа (СНГ) также установлена региональная градация стоимости литра:
- в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской областях — 50–55 тенге;
- в Шымкенте, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Туркестанской областях — 60–65 тенге;
- в Алматы — 65 тенге;
- в Нур-Султане, Акмолинской, Алматинской, Костанайской, Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областях — 70–75 тенге.
Напомним, к концу минувшего года в некоторых частях Казахстана за литр СНГ просили до 130 тенге.
Отдельно сообщается о начале расследования о ценовом сговоре в отношении 180 компаний, занимающихся реализацией газа. Предварительные результаты следствия будут объявлены в течение 20 дней.
Повышение ставки акцизов не повлияет на стоимость бензина и дизтоплива
Во исполнение поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученного на заседании Мажилиса Парламента РК от 11 января 2022 года, Министерством национальной экономики разработан проект постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства РК от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, газохол, бензанол, нефрас, смесь легких углеводов и экологическое топливо».
Проект постановления предусматривает:
— увеличение ставки акцизов на оптовую реализацию бензина, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов и экологического топлива производителями с 24 435 тенге до 38 134 тенге за 1 тонну;
— увеличение ставки акцизов на оптовую реализацию дизельного топлива производителями с 9 300 тенге до 35 726 тенге за 1 тонну;
— исключение сезонного изменения акцизов на дизельное топливо;
— установление равной ставки на импорт дизельного топлива;
— уточнение кодов ТН ВЭД ЕАЭС на дизельное топливо. Повышение ставок акцизов позволит привлечь дополнительные средства для обеспечения реализации социально-экономических задач государства, отметили в Миннацэкономики.
«При этом, цены на ГСМ расти не будут, так как в соответствии с приказом и.о. министра энергетики Республики Казахстан от 6 января 2022 года № 2 «О внесении изменения в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 19 мая 2015 года № 361 «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен» установлены предельные цены на розничную реализацию ГСМ», - сообщили в Миннацэкономики.
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.
Напомним, на заседании Мажилиса Парламента 11 января Президент Казахстана предложил пополнять госбюджет путем акцизов на бензин.
«В условиях благоприятной конъюнктуры рынка производители бензина и различные посредники получают дополнительные прибыли. Считаю, необходимым изымать часть этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов. Правительство должно произвести соответствующие расчеты. Там нельзя допустить роста цен», - сказал Глава государства, выступая в Парламенте.
По словам Президента, дополнительные источники доходов бюджета необходимы для обеспечения макроэкономической стабильности страны.
Читайте также:
- В Казахстане АИ-92 должен стоить 236 тенге, но почему он дешевле?
- На сколько подорожали дизель и бензин в Казахстане в 2022 году