Льготные кредиты на авто будут давать людям под 4%. Однако это может навредить экономике Казахстана. Корреспондент Bizmedia.kz расскажет, почему.
Вчера в эфире телеканала «Хабар 24» первый заместитель премьер-министра заявил, что планируется ввести новую программу льготного автокредитования и будет выделено 100 миллиардов тенге.
Согласно озвученных условий, ожидается ставка по кредиту 4% годовых и нулевой первоначальный взнос. Напомним, в текущей версии первоначальный взнос 20%. Согласно ожиданиям спикера, 71 тысяча граждан смогут приобрести новый автомобиль.
Эксперты считают, что создавать подобную программу вредно. Помимо импортной составляющей автомобилей, которая негативно сказывается на обменном курсе национальной валюты, первоначальный взнос служит фактором, снижающим риск. Исходя из опубликованной статистики дефолтных заемщиков (1,1 млн граждан имеют просрочку более 90 дней) назревает вывод, что банки не научились отличать хороших заемщиков от плохих.
В большей степени это касается банков, которые имеют превалирующею долю проблемных заемщиков из общего объема. Риск-менеджмент БВУ, как говорят аналитики, сконцентрирован на краткосрочных показателях, нежели на долгосрочной устойчивости финансового сектора.
Исходя из предлагаемых правительством новых программ льготного кредитования можно сделать вывод, что чиновники не сделали работы над ошибками и продолжают стимулировать рост проблемных займов.
Льготные кредиты на авто: условия и ставки
В эфире телеканала «Хабар 24» заместитель премьер-министра сообщил, что на новую программу льготного автокредитования будет выделено 100 миллиардов тенге.
«Условия будут следующими: 4 процента годовых и нулевой первоначальный взнос, в отличие от нынешней льготной программы, где 20 процентов — первоначальный взнос и 4 процента годовых, сроком на 7 лет. Понятно, что 7 лет — это недорогие автомобили для наибольшего охвата. Таким образом, 71 тысяча наших граждан смогут приобрести новый автомобиль по доступной цене», — сказал Роман Скляр.
Когда закончится дефицит авто
Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр высказался о том, когда в Казахстане может закончиться дефицит автомобилей.
«Почему, по вашему мнению, в автосалонах нет машин? Создается впечатление, что этот дефицит создан искусственно», — спросили вице-премьера во время интервью на телеканале «Хабар 24».
«Да, к сожалению, так и есть. Но в автосалонах дефицит как авто отечественной сборки, так и других. Общеизвестно, что это связано с дефицитом электронных чипов, которые используются при сборке любого автомобиля. Налаживается постепенно ситуация, войдет в свое русло. В следующем году мы ожидаем, что все-таки автомобилей будет достаточно, как отечественных, так и импортных», — ответил Роман Скляр.
Решение проблем автобусного парка
ервый заместитель премьер-министра Роман Скляр заявил, что 30 миллиардов тенге будет направлено на обновление автобусного парка Казахстана.
Вице-премьер сообщил, что средства в размере более 200 миллиардов тенге, которые находятся в свободных остатках на счетах «Жасыл даму», «должны быть использованы во благо населения». Из них 100 миллиардов тенге будет выделено на льготное автокредитование граждан.
«Второй момент, принято решение 30 миллиардов тенге направить на обновление автобусного парка, на улучшение ситуации с городскими автобусными перевозками. Необходимость в этом давно назрела. Покупать автобус и платить процент с определенной ставкой — это для наших перевозчиков будет накладно, они перенесут это на стоимость проезда, что тоже нежелательно, поэтому принято решение по нулевой ставке сроком на семь лет продавать эти автобусы нашим перевозчикам», — заявил Скляр в ходе интервью телеканалу «Хабар 24».
Читайте также: