Плохая новость — старые авто всё ещё востребованы на рынке. В 2021 году в Казахстане было поставлено на учет 467,6 тысяч автомобилей в возрасте более 10 лет. Это отражает спрос на них на вторичном рынке.
Корреспондент Bizmedia.kz узнал, что на долю такого транспорта приходится 58,8% от общего количества регистраций (т.е. фактически сделок). В Жамбылской области показатель и вовсе составляет 79,6%; в Алматинской — 77,4%.
Хорошая новость — текущая доля находится на минимальном уровне по крайней мере за последние 5 лет. То есть спрос на старые авто все в меньшей степени определяет динамику рынка в целом.
В 2021 году в Казахстане прошло регистрацию (включая вторичную) 147 тысяч автомобилей в возрасте не более 3 лет. Это на 22,7% больше, чем в 2020 году, и в 2 раза больше, чем в 2018-ом. На долю новых автомобилей приходится 18,4% всех регистраций.
Другими словами, больше половины сделок осуществляется со старыми автомобилями, однако с каждым годом авторынок молодеет.
Наибольшую долю в общем объеме сделок старые автомобили занимают в южных регионах республики. Но тут их вклад понемногу снижается.
В той же Жамбылской области доля авто в возрасте более 10 лет в общем объеме регистраций снизилась с 81,6% в 2020 году и до 79,6% в 2021. Причем снижение доли происходит в течение нескольких лет подряд (в 2018, к примеру, показатель составлял 84,7%). Аналогичная динамика прослеживается и в других областях макрорегиона. И происходит это на фоне роста заработных плат.
Обратная ситуация в северных регионах. В Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях доля старых автомобилей в общем объеме регистраций в 2021 году оказалась выше, чем в 2020.
В Нур-Султане на долю авто не старше 3 лет пришлось 31,9% всех регистраций в 2021 году В Атырауской области их доля составляет 31,7%.
Автопарк Казахстана стареет. Средний возраст автомобилей 20 лет
В Казахстане насчитывается почти четыре миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей. Их средний возраст составляет 20 лет. Такие данные представляли ещё 30 декабря 2021 года.
По данным Центра анализа и мониторинга авторынка (ЦАМА), казахстанский автопарк стареет. Если в 2017 году в стране насчитывалось 3,78 миллиона автомобилей со средним возрастом 18,5 лет, то уже в 2021 году – 3,76 миллиона автомобилей со средним возрастом 20 лет.
Половина автомобилей в стране (1,9 миллиона) старше 20 лет. Новых (младше пяти лет) лишь 322 тысячи.
«Уровень автомобилизации в Казахстане демонстрирует снижение. Если на начало 2016 года на тысячу жителей приходилось 215 автомобилей, то в январе 2017 года этот показатель уже составил 211. К 2021 году этот показатель снизился до 7,5% и составил 199 автомобилей на тысячу жителей», – заявляют в ЦАМА.
В центре объяснили, что это обусловлено ростом населения, малым количеством предложений по доступным ценам на авторынке, остановкой программы льготного кредитования, а также неспособностью отечественных автосборочных заводов удовлетворить спрос казахстанцев.
Эксперты центра отмечают, что для сравнения возраст российского парка легковых автомобилей составляет почти 14 лет, в Великобритании – 8 лет, Германии – 9,5 года.
Согласно отчету Центра анализа и мониторинга авторынка, уровень автомобилизации в Казахстане демонстрирует снижение. Если на начало 2016 года на тысячу жителей приходилось 215 автомобилей, к 2021 году показатель снизился на 7,5% и составил 199 авто.
"Во-первых, это обусловлено ростом населения Казахстана, на начало 2016 года число граждан нашей страны, по данным Бюро национальной статистики, составляло 17,7 млн, а на начало 2021 года уже 18,9 млн", – поясняет аналитики.
Другой причиной назвали недостаточность предложений на рынке доступных по цене авто. За 9 месяцев 2021 года, по официальным данным, средняя заработная плата казахстанцев составила 242 тыс. тенге, тогда как минимальная стоимость нового автомобиля в декабре 2021 года в Казахстане составляет 4,7 млн тенге за Chevrolet Spark и 5,29 млн тенге за Chevrolet Nexia.
Отмечается, что ситуацию усугубило приостановление финансирования программы льготного автокредитования в этом году и невозможность казахстанских автосборочных заводов удовлетворить спрос на новые автомобили в полной мере.
Если сравнить с другими странами, в России уровень автомобилизации выше, чем Казахстане, там на тысячу жителей на начало года приходилось 332 автомобиля.
Сколько в среднем стоит новый автомобиль в Казахстане
Средняя стоимость нового автомобиля по итогам 11 месяцев уходящего года составила 11,3 млн тенге.
"Наибольший прирост средней стоимости нового автомобиля в национальной валюте приходится на конец 2015-2016 гг. + 84%, что связано с девальвацией тенге. В 2017 году цены увеличились еще на 16%, в последующем отмечается рост цен в среднем на 8% в год до 2020 года. В 2020 году автомобили "подешевели" на 1%, что в первую очередь связано с программами "доступных автомобилей", – говорится в отчете.
Рост средней стоимости в 2021 году по отношению к предыдущему году составил +24%, в первую очередь из-за общемирового роста стоимости продукции, отметили в Центре анализа и мониторинга.
"Отношение "серых" автомобилей за 11 месяцев 2021 года составило 13% к проданным официальными дилерами авто, или 12,8 тыс. ед. (без учета GAZ). Отношение "серых" авто в целом повысилось на 3%, с 2018 по 2020 год оно составляло 10%. Это обусловлено снижением предложения на рынке связи с прекращением работы крупного игрока, мировым дефицитом автомобилей, отсутствием определенных моделей в линейке дилеров", – говорится в отчете.
Аналитики подчеркивают, что некоторые автомобили, с учетом оплаты всех необходимых платежей, выгоднее приобрести за границей, чем внутри страны.Наибольшую долю в «сером» импорте составляют автомобили Toyota – 26% (3,3 тыс. единиц), на втором месте Нуundai – 17% (2,2 тыс. единиц) и на третьем KIA – 14% (1,8 тыс. единиц). В совокупности на эти 3 бренда приходятся 57% всех «серых» авто.
Читайте также: