-1.1 C
Алматы
ДомойО серьезномО деньгахДолжны ли блогеры нести ответственность за рекламу?

Должны ли блогеры нести ответственность за рекламу?

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img

В современном мире все больше людей получает информацию из интернета, а не из газет или телевизора. Поэтому все чаще реклама появляется именно в сети и популярные там люди имеют возможность рекламировать самые разные товары. А вот могут ли они нести отвественность, если рекламируемый ими продукт оказался некачественным или же продавец недобросовестным? Портал Bizmedia.kz попробовал разобраться в проблеме.

Реклама финансовых пирамид и других сомнительных компаний блогерами сегодня очень актуальна. Потребителей контента в сети сейчас гораздо больше, чем в телевидении. И зачастую популярные блогеры, чтобы поднять свои заработки, соглашаются рекламировать различные компании или отвары. Но вот несут ли они ответственность за то, что рекламируют? Ведь обычный потребитель может не поверить в рекламу в телевизоре, но вполне может поверить блогеру, которого он смотрит и доверяет его мнению.

И все не так плохо, если был просто приобретен некачественный товар. Куда страшнее последствия, если из-за рекламы успешного блогера в финансовой пирамиде пострадали другие люди.

За примером не надо далеко идти: правоохранительные органы до сих пор не могут найти популярного казахстанского блогера Азимжана Саидабева, который обвиняется в рекламе финансовой пирамиды Mudaraban Capital. Двух других блогеров, которые тоже рекламировали эту пирамиду, отпустили под залог, а вот на Саидбаева заочно наложили двухмесячный арест.

В полиции сообщили, что ущерб от деятельности пирамиды составляет более двух миллиардов тенге и в деле очень много пострадавших. В октябре прошлого года был арестован гендиректор фирмы Руслан Бурканов и несколько должностных лиц компании.

Причем один из отпущенных под залог блогеров сам заявил, что стал жертвой этой финпирамиды. Ему сначала предложили вложить в нее деньги, а затем и стать учредителем компании.

Что говорят юристы?

Специалисты поясняют, что за рекламу финансовых пирамид существует ответственность, но она носит административный характер, то есть просто штраф. В Казахстане это не считается уголовным преступлением. Однако, если речь идет о создании или организации пирамиды, то это уже уголовное дело. Публичные люди, рекламирующие сомнительные компании несут за это ответственность, но тут есть нюансы.

Сам блогер, подписавший контракт, может и не знать, что рекламирует, однако, если он есть в списке учредителей пирамиды, то доказать его невиновность будет гораздо сложнее. Блогер – не специалист и определить, что перед ним именно финансовая пирамида он сразу не сможет. Тем не менее, существует много признаков финпирамид, которые помогут выявить их.

Должны ли блогеры нести ответственность за рекламу? - Bizmedia.kz
Фото: pixabay.com

«До вынесения приговора (постановления) по уголовному делу по статье 217 УК определить, является ли организация финансовой пирамидой, не представляется возможным. На момент рекламирования вышеуказанные организации финансовыми пирамидами не признаны, поэтому правовых оснований для привлечения медийных лиц к административной ответственности по статье 150 КоАП нет», — уточнил генеральный прокурор Казахстана Гизат Нурдаулетов в ответе на депутатский запрос.

Что говорят сами блогеры?

Сами представители блогерского сообщества считают, что несут не сколько правовую, сколько моральную ответственность за то, что рекламируют. Они вещают на многомиллионную аудиторию, и потому должны точно взвешивать не только каждый свой рекламный контракт, но и просто слово.

Иногда для этого на блогера может работать даже целая команда из юристов, агентов и менеджеров, но порой и этого бывает недостаточно. К примеру, та же реклама биологически активных добавок (БАДов): по закону их реклама не запрещена, но медики советуют этого не делать, поскольку БАДы не используются в лечебных целях.

В то же время блогеры отмечают, что сомнительные предложения поступают им довольно часто. Как правило, это различные сетевые и инвестиционные компании и ломбарды. Обычно они не скупятся и предлагают за рекламу в два или три раза больше обычной ставки и это всегда настораживает.

Специалисты обеспокоены ростом количества различных пирамид и призывают проводить больше профилактических мер и как можно чаще информировать простое население о мошеннических схемах.

Как избежать финансовые пирамиды?

Чтобы не стать жертвой мошенников нужно внимательно отнестись к своим деньгам. Вот семь шагов, необходимых, чтобы избежать финансовой пирамиды.

Шаг первый

Изучите репутацию компании и достоверность предоставляемой ею информации. Все финансовые организации, имеющие право привлекать депозиты, должны иметь лицензию финансового регулятора в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

В случае, если у вас появились подозрения, что вы связались с финансовой пирамидой, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и в финансовый регулятор.

Шаг второй.

Изучите информацию о владельцах и руководстве компании, а также узнайте, где она зарегистрирована. Если данные о руководстве засекречены, а сама компания зарегистрирована в некой оффшорной зоне, то стоит задуматься, прежде чем разместить в ней свои сбережения. Процедура регистрации компаний в оффшорных зонах максимально упрощена, а узнать имя реального владельца или того, кто на самом деле стоит за этой структурой — чрезвычайно сложно. Поэтому обязательно попросите представить все уставные и учредительные документы компании.

В первую очередь, узнайте, лицензирована ли компания и на основе каких нормативных и разрешительных документов осуществляет свою деятельность. Также неплохо ознакомиться с отчетностью компании, понять, на чем и сколько она зарабатывает.

Шаг третий.

Насторожитесь, если обещают высокую гарантированную доходность инвестиций. Мошенники хорошо знают психологию и играют на элементарном желании человека быстро и без труда обогатиться. Поэтому пирамиды легко обещают доходность и в 20, и в 50, и в 100% годовых, поскольку не собираются эти обещания выполнять.

Шаг четвертый.

Если специфика деятельности компании неясна, стоит воздержаться от вложений. Должно насторожить и отсутствие четкого механизма возврата денег. Например, если написано, что средства вам вернут только после достижения определенной суммы. Вы должны иметь возможность управлять вложенными средствами и изъять их в случае необходимости. Такие детали обычно описываются в договоре. Прежде чем подписывать документ, нужно внимательно его изучить, а в случае непонятных пунктов, проконсультироваться со специалистами.

Должны ли блогеры нести ответственность за рекламу? - Bizmedia.kz
Фото: freepik.com

Помните, что призывная реклама — это не повод, чтобы вложиться под высокий процент, а повод усомниться в исполнении обещаний.

Шаг пятый.

Предлагают вознаграждения за привлечение новых вкладчиков? Отказывайтесь — это верный признак того, что вас втягивают в финансовую пирамиду.

Шаг шестой.

Предлагают договор займа? Знайте — это самый распространенный прием пирамидостроителей. Как правило, такой договор займа составляется с различными неточностями и оговорками, чтобы компания, заключившая договор, могла выйти «сухой из воды».

Поэтому потребителям финансовых услуг необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора и в случае непонятных позиций, не рисковать и не передавать им свои деньги.

Компания приглашает вас поучаствовать в корпоративных мероприятиях, розыгрыше всевозможных призов, подарков, путевок? Отказывайтесь!

Это один из наиболее популярных приемов вовлечения в пирамиды новых вкладчиков. Таким образом, с одной стороны, формируется образ «успешной и прибыльной компании». А с другой — в усомнившихся участниках укрепляется «корпоративный дух», который не позволяет им спрыгнуть с пирамиды, движущейся к закономерному финишу — краху.

Шаг седьмой.

Обратите внимание на то, каким образом компания принимает деньги. Многие сомнительные компании принимают наличные деньги либо используют различные системы онлайн-платежей и переводов без применения специальных расчетных счетов компании в банках и достоверной бухгалтерской отчетности своей деятельности.

Читайте также:

Бизнес-издание BIZ Media KZspot_img
Анатолий Пакhttp://bizmedia.kz
Родился в Алматинской области, а в Алматы переехал при поступлении в университет. Журналистом мечтал стать со школы, потому и поступил на факультет журналистики в КазУМО и МЯ. В журналистике начал работу еще на втором курсе, в журнале строительной тематики. После окончания ВУЗа в 2009, начал работу в спортивной газете и на сайте, где проработал около 6 лет. Затем работал во многих интернет-изданиях в качестве журналиста и корреспондента. Работу в Optimism.kz начал в 2021 году.
Поддержать нас
Алматы
переменная облачность
-1.1 ° C
-1.1 °
-1.1 °
43 %
4kmh
40 %
Сб
11 °
Вс
16 °
Пн
19 °
Вт
21 °
Ср
20 °
Рекомедуем
Деловое бизнес-издание - BIZ Media KZ - наш инстаграмBizmedia.kz - Инстаграм
Вам может быть это интересно
Новости бизнеса в Казахстане - BIZ Media KZspot_img