Не так давно в казнете появилась информация о подготовке к внедрению вакцинации 11-12 летних девочек от вируса папилломы человека. Некоторые мамы, которые сталкивались с информацией о ВПЧ — ждут эту вакцинацию, чтобы защитить своих детей от вируса. Другие надеются, что после детей пройдет вакцинация от ВПЧ для желающих.
Однако есть и противники вакцины. Все мы помним, как люди сопротивлялись вакцинации против коронавирусной инфекции. Каких слухов о вакцине только не ходило. Люди, в свою очередь, брали медотводы и старались пойти на все возможные риски, только чтобы не получать вакцинацию. Кто-то даже покупал накладные руки, чтобы получить паспорт вакцинированного без вакцинации.
Почему люди могут отказаться от вакцинации?
Вакцинация от вируса папилломы человека будет проводиться на добровольной основе с информированного согласия родителей или законных представителей. Ее будут ставить девочкам 11-12 лет. Вакцинация на первом этапе будет проводиться в 4 регионах страны — Атырауской, Павлодарской областях, в Алматы и Астане.
Мы приведем пример из недавнего опыта вакцинации против коронавируса, так как было множество фейковой информации, из-за которой люди отказывались ставить вакцину. Корреспондент Bizmedia.kz связался с Алией Жалгасбаевой (имя и фамилия изменены), чтобы узнать, почему она не поставила вакцину против коронавируса.
«Я слышала от знакомых, что после вакцинации Спутником я могу стать бесплодной, поэтому не стала ставить ее. Но на работе требовали, поэтому я пошла в больницу и сделала медотвод. К сожалению, мне сделали его только один раз, чтобы получить второй нужно было сдать кучу анализов и обследований.
После их сдачи мне отказали в медотводе. Мой личный врач сказал, что с моим заболеванием мне желательно поставить Pfizer, но в тот момент это было нереально. Ведь именно эту вакцину ставили только беременным, детям и старикам. Сначала я обратилась к знакомым, которые купили паспорт вакцинации, но они рассказали, что лавочка закрылась и так сделать уже нельзя», — рассказала женщина.
Со слов Жалгасбаевой, она готова была привиться, но только определенной вакциной, которую ей отказались ставить. При всем при том, что она звонила в клиники, в которых эта вакцина была и рассказывала о своей ситуации.
«Потом коронавирусом заболел мой муж, который был вакцинирован. Он тогда не пошел сдавать ПЦР, но по симптомам мы поняли, что это точно коронавирус. Как бы он ни пытался изолироваться от меня я сделала все возможное, чтобы заразиться.
Наверное, я была единственным человеком, который радовался тому, что он заболел коронавирусом, несмотря на температуру под 40. На тот момент это было важно, на работе требовали зеленый статус, но я была готова вакцинироваться только Pfizer.
2 недели изоляции и на протяжении полугода я получила возможность не вакцинироваться и «зеленый» статус. Позже о коронавирусе забыли. Из неприятного, я потеряла много волос на голове, хотя пышной шевелюрой и раньше не отличалась. Надеюсь, что в будущем кроме этого никаких отклонений не будет, но мне все равно страшно», — поделилась с корреспондентом Алия.
Однако Алия не может быть на 100% уверена, что с ней все в порядке. Из этой истории можно понять, что люди могут пойти даже на абсурдные поступки, лишь бы не делать того, к чему их принуждают, веря тому, что им когда-то сказали их знакомые. Во время пандемии было очень много ложной информации, но это было и из-за того, что коронавирус постоянно мутировал и был достаточно новым и неизведанным вирусом. То есть не было достаточно исследований этой вакцины, чтобы люди поверили в нее. Кроме того, ситуация отягощалась тем, что вакцинация была «добровольно-принудительной» — либо вакцинируйся, чтобы ходить на работу, либо периодически сдавай ПЦР со своих личных средств. Поэтому совершенно логично, почему при таком давлении люди сопротивлялись.
С вирусом папилломы человека совершенно другое дело. Его обнаружили в 1971 году и насчитали 27 видов из 5 родов вирусов папилломы человека, а также более 170 штаммов. Первую вакцинацию стали проводить уже в 2006 году. За это время вакцину признали совершенно безопасной. Казалось бы, что тут может пойти не так? Противники будут в любом случае: кто-то откажется из религиозных побуждений, кто-то из личных, кто-то поверит очередным фейкам, а кто-то просто не захочет ставить ребенку непонятную вакцину.
Если копнуть глубже, что казахстанцы вообще знают о ВПЧ? Как часто мы слышим о вирусе папилломы человека? Обычно сдать анализ на вирус папилломы человека 16 и 18 типа просят беременных женщин или людей, у которых подозревают рак. Врачи редко объясняют пациентам, зачем нужно сдавать этот анализ и что такое ВПЧ. Однако ликвидировать безграмотность об этом вирусе необходимо, чтобы уберечь детей от рака в будущем.
Есть люди, которые специально ездят за границу, чтобы получить вакцину от вируса папилломы человека. Эти люди знают о ВПЧ либо от гинекологов, либо сами изучают информацию о вирусе в интернете. Они надеются, что после вакцинации девочек, вакцина станет доступна и остальным желающим. Очень важно, чтобы до казахстанцев была правильно донесена информация и о вирусе папилломы человека и о самой вакцине. Ведь если этого не сделать, люди могут навредить своим детям, отказываясь от вакцины, даже не зная отчего она.
Интервью с гинекологом
Корреспондент Bizmedia.kz взял интервью у гинеколога, репродуктолога, УЗИ-специалиста и эндокринолога Асем Болатовны Аубакировой.
‒ Что казахстанцам следует знать о ВПЧ?
‒ ВПЧ — одна из самых распространенных инфекций, передаваемых половым путем. Вирус одинаково часто заражает лиц обоих полов, может присутствовать на коже, слизистых ротовой полости, глотки, половых органов и прямой кишки.
ВПЧ имеет множество типов, из них 16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59, 66 и 68 называют высокоонкогенными. Они являются причиной возникновения раковых заболеваний шейки матки, глотки, корня языка, ануса, влагалища и пениса. 16 и 18 типы ответственны примерно за 70% всех случаев рака шейки матки, остальные 30% приходятся на другие высокоонкогенные типы. Рак шейки матки полностью предотвратимое заболевание, поэтому каждый случай продвинутой стадии рака шейки матки — это знак плохо организованной гинекологической помощи.
‒ Есть ли какие-то недостатки в новой системе вакцинации?
‒ Недостаток состоит в малом количестве закупленных доз — всего 1 миллион. Этого количества хватит лишь на 500 тысяч человек. Второй момент, который не учтен — вакцинация предусмотрена лишь для девочек, тогда как в Европе и Америке вакцинация доступна и для мальчиков. И, наконец, индивидуальная вакцинация молодых людей, не зараженных высокоонкогенными типами вируса, также не будет доступна по желанию.
‒ Почему вакцинировать будут приоритетно 11-12-летних девочек?
‒ Вакцинация — это первичная профилактика рака. Заражение вирусом папилломы человека обычно происходит при половом дебюте. Приобретенный же от прививки иммунитет защищает человека около 6-8 лет. Смысл вакцинации — защитить молодых людей при первой встрече с вирусом. Дальше в дело вступает вторичная профилактика — скрининг на рак шейки матки, который в нашей стране, к сожалению, несовершенен. Так как возраст вступления в период половой жизни уменьшился, то правильнее начинать вакцинацию в подростковом периоде, до дебюта.
‒ Нужна ли вакцинация противоположному полу и женщинам постарше?
‒ Да, вакцинация мальчиков и молодых мужчин, не зараженных высокоонкогенными штаммами, помогла бы снизить заболеваемость раком шейки матки и другими типами раков, вызываемых ВПЧ. Что касается женщин постарше — польза от вакцинации с целью снижения заболеваемости раком шейки матки не была доказана статистически, ведь в более старших возрастных группах во-первых, возможна вторичная профилактика — скрининг. Во-вторых, заражаемость вирусом ниже, так как обычно к определенному возрасту женщины имеют постоянного полового партнера.
‒ Какие показания нужны для вакцинации? К примеру, есть ли смысл ставить вакцину девушкам, у которых предраковое состояние или она может защитить только здоровых женщин?
‒ Смысл вакцинации — защита от онкогенных типов ВПЧ, которые чаще всего вызывают рак. В 70% случаев это 16 и 18 типы. Большинство вакцин разработаны против этих типов. Не так давно появилась вакцина Гардасил 9, которая защищает от других высокоонкогенных типов — 31, 33, 45, 52, 58.
* Для справки, 6 и 11 типы не являются высокоонкогенными типами. Если человек не заражен типами, против которых проводится иммунизация, то вакцинация приобретает огромный смысл, даже если присутствуют другие типы.
‒ Как Вы думаете, как можно сгладить реакцию общества на новую вакцинацию?
‒ Реакция общества будет положительной только после повышения осведомленности населения. Необходимо появление доступной информации в разных форматах на казахском и русском языках, через наиболее популярные источники информирования, определенные заранее. Большой и отдельной проблемой является распространение врачами некорректной информации о вакцине. Кроме того, очень важно повысить доверие населения к врачам, которое, к сожалению, подорвано.
‒ Как можно улучшить эффективность борьбы с ВПЧ?
Информировать население о причинах рака и методах его профилактики, увеличить охват населения вакцинацией, усовершенствовать систему национального скрининга путем изменения стратегии и повышения качества инструментов скрининга, обеспечить обучение врачей, участвующих в скрининге — гинекологов, цитологов, врачей КДЛ.
Почему важно вакцинировать девочек?
Благодаря разъяснению гинеколога Асель Болатовны, стало понятно, почему эффективнее будет начинать вакцинацию с молодых девочек. Ведь вакцина может защитить их от ВПЧ при первом половом контакте. Однако эта вакцина не вечна и через 6-8 лет напряженность иммунитета спадет и защита ослабнет.
Возможно, большинство мамочек сейчас скажут «Моя дочь еще слишком маленькая и это с ней не случится». Возможно, но мы не можем знать этого наверняка. В последнее время дети знают гораздо больше, чем им следовало бы и получают они эту информацию из интернета. Родители могут даже не знать о том, что подростки встречаются с мальчиками и уже живут половой жизнью. Даже если дочки всегда делились с мамами самым сокровенным, о своем половом опыте они могут скрыть.
«Но почему?» — спросите вы. Причин очень много. Ребенку может быть стыдно рассказывать это взрослому. В первую очередь ребенок боится агрессивной реакции со стороны родителя — ведь «секс» в казахстанском обществе — табу. Ребенок не признается маме или папе, когда он впервые увидел порно или узнал о половых отношениям между женщиной и мужчиной. Однако, если ваш ребенок принес презерватив и спросил, что это такое — лучше ему объяснить, потому что в ином случае он узнает эту информацию от сверстников, которые более «прошаренны».
Корреспондент Bizmedia.kz нашел девушку Диану, которой уже 27 лет. Она со стеснением рассказала о ее первом знакомстве со средствами контрацепции и о первом опыте, объяснив, почему когда-то не доверилась маме.
«Однажды я нашла дома презервативы… Так как они были под матрасом, я поняла, что это что-то запретное. Там же я нашла взрослый журнал. Я просмотрела все, потом аккуратно положила на место, но оставила себе один презерватив.
Когда мама его нашла, я спросила у нее, что это? Строгим тоном она сказала, что мне слишком рано об этом знать. Тогда я училась в 3 классе, но больше разговаривать с мамой на эту тему мне не хотелось.
Через год мы гуляли с одноклассницами во дворах и нашли диск. Тогда диски были большой редкостью. Мы пошли ко мне домой и открыли на DVD — оказалось, что это была порнография.
И что мы сделали? Посмотрели от начала до конца и спрятали подальше. Потом я достала тот самый журнал и показала одноклассницам. Нас объединяла тайна и мы стали делиться той информацией, что знаем, тогда я и узнала, зачем нужны презервативы.
После этого мы находили немало невскрытых презервативов на улице и закапывали в определенном месте, чтобы, когда они понадобились, мы знали, где их искать (тогда мы еще не знали, что у них тоже есть срок годности)», — начала свою историю Диана.
Девушка также рассказала, как их компания подруг повзрослела, получив свой первый сексуальный опыт.
«Первый опыт я получила в 10 классе, едва мне исполнилось 16 лет. Однако это было не рано. У моих подруг такой опыт случился и в 12, и в 14 лет. Соответственно, никто из родителей не был в курсе.
Я думаю: у каждой из нас был неприятный разговор, который разрушал доверие между родителем и подростком, когда мы понимали, что тема секса с родителями под запретом. Могу сказать точно, что ни я ни мои подруги не всегда предохранялись.
Если был постоянный половой партнер, мы думали, что это не обязательно. Да и парни могут быть очень убедительны», — разъяснила девушка.
Мама девушки все же узнала о том, что она вступила во взрослую жизнь, но реакция оказалась не такой, как она ожидала.
«Как-то у меня была задержка и я очень испугалась. Девчонки говорили, что их знакомым делали аборты таблетками и все с ними хорошо. Предлагали поделиться контактами, чтобы выйти на название лекарства.
Я пошла к гинекологу в поликлинику, и она сказала, что после УЗИ сделает аборт. Я сказала, что не хочу. «Ты собираешься рожать в 16?»- спросила меня тогда врач. Ситуацию спасло УЗИ, которое показало, что никакой беременности нет.
Со мной просто провели беседу о контрацепции и выписали мне бесплатные противозачаточные таблетки. Через какое-то время мама узнала, что я стала жить половой жизнью и стала плакать. «Ты хоть предохраняешься?», спросила она меня, все причитая, что не смогла меня уберечь. «Да» — ответила я и показала таблетки. Вот и весь разговор.
Это все было очень давно, и я могу с уверенностью сказать, что мы не знали ни о заболеваниях, передающихся половым путем, ни о вирусе папилломы человека.
У моей подруги даже обнаружили 16 или 18 тип во время беременности. Одно могу сказать точно — сейчас информация стала более доступна, и дети узнают о «сексе» гораздо раньше, а значит, эти прививки могут помочь во время их первого опыта, чтобы они не заразились ВПЧ», — поделилась с корреспондентом Диана.
Большинство детей не рассказывает родителям о своем первом половом опыте из-за страха перед ними. Кто-то не решается рассказать, даже когда уже забеременел и идет на аборт, лишь бы родители не узнали. А ведь ни девочка, ни ее родители не могут знать наверняка, какой половой партнер ей попадется и не будет ли у него вируса папилломы человека.
Выводы
Гинекологи положительно относятся к появлению вакцины. Но информация о вирусе папилломы человека должна быть доступнее для казахстанцев, чтобы они знали, что можно избежать высокоонкогенного вируса. Кроме того, это необходимо, чтобы родители не препятствовали вакцинации, думая, что она не нужна, потому что их дочь — еще ребенок.
Однако вакцина должна быть доступна не только для девочек, но и для мальчиков, а также для женщин и мужчин, у которых еще нет ВПЧ. Пусть для последних вакцина будет платной, однако таким образом можно будет убрать риск развития рака. Возможно, для взрослых вакцина станет доступна после этапа вакцинации детей. Ведь в других развитых странах опыт такой вакцинации уже давно активно используется в медицине.