Производители нефти и власть в Казахстане ищут новые экспортные маршруты, поскольку конфликт в Украине продолжает создавать риски для транспортировки нефти по трубопроводам, проходящим по российской территории, сообщает Bizmedia.kz.
Поставки в Финляндию
20 октября источники сообщили Reuters, что Тенгизшевройл (ТШО) планирует экспортировать нефть, добытую в Западном Казахстане, в Финляндию уже в этом месяце.
ТШО — совместное предприятие Chevron (50 процентов), ExxonMobil (25 процентов), «Казмунайгаз» (20 процентов) и «ЛукАрко» (5 процентов), которое эксплуатирует Тенгизское месторождение в Атырауской области с 1993 года. В 2021 году на нем было добыто около 26,6 млн тонн сырой нефти, что составляет примерно одну треть от общего объема добычи в Казахстане.
Планируется, что объем поставок в Финляндию составит 1 000 тонн. «Объем небольшой, похоже на тестовую поставку«, — сказал агентству Reuters источник, знакомый с планами компании. Руководство ТШО не дало комментариев.
Еще один вариант — Батуми
В сентябре агентство Reuters опубликовало еще одно сообщение о том, что ТШО перенаправит часть своего экспорта на железнодорожное сообщение с грузинским портом Батуми. Позже этот план был отменен, поскольку грузинские порты были перегружены из-за увеличения объема грузоперевозок, вызванного продолжающегося конфликта России и Украины.
Альтернатива КТК
Танкерно-железнодорожное сообщение через Каспийское море стало конкретной альтернативой Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) или вектору Атырау-Самара.
- Первый — это международный трубопровод, соединяющий нефтяные месторождения на западе Казахстана с российским портом Новороссийск на берегу Черного моря.
- Второй — это трубопровод советских времен, который позволял продавать нефть, добытую в Казахстане, в России или отправлять дальше в Литву.
Проблемы КТК
В этом году КТК пережил ряд перерывов в работе, вызванных плохими погодными условиями или нарушениями законодательства. Последняя приостановка деятельности произошла в начале октября, когда отгрузка нефти была прекращена на три дня.
Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что перебои были спорадическими и связаны со старением трубопровода и неблагоприятными погодными условиями.
«То, что все это произошло в этом году, может быть просто совпадением», — сказал Акчулаков журналистам 21 октября. «К 25 октября трубопровод будет полностью введен в эксплуатацию«.
После КТК нефть продавали в ЕС и Америку
Нефть, поставляемая по КТК, продавалась европейским и американским покупателям. После вторжения России в Украину в феврале продажи нефти по КТК американским покупателям упали на две трети. Chevron владеет 15-процентной долей в КТК, через который проходит 80 процентов казахстанского экспорта и около одного процента мировых поставок нефти.
Проблемы из-за КТК
Ранее в октябре международная рейтинговая компания S&P понизила рейтинг «Тенгизшевройла» до BB+ с негативным прогнозом, в основном из-за проблем, связанных с его основным экспортным маршрутом.
«Мы видим возможность дальнейших сбоев в экспорте через КТК», — заявили аналитики S&P, согласно сообщениям СМИ.
Компания Total & Dunga, работающая в западном регионе Мангистау и заключившая соглашение о разделе продукции между французской Total (60 процентов), Oman Oil Company (20 процентов) и португальской Partex (20 процентов), заявила, что начала отгрузку нефти через порт Актау в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который перекачивает нефть из Азербайджана через Грузию в порт Джейхан в Турции. В сентябре компания отгрузила 25 000 тонн и планирует увеличить объемы примерно в три раза к концу года.
Санкции против российской нефти могут навредить казахстанкой
Планы по введению санкций против торговли российской нефтью для стран-членов Европейского союза (ЕС) кажутся все более основательными. ЕС намерен запретить морские поставки нефти с декабря, а продажу нефтепродуктов — с февраля 2023 года.
Российский аналитик Александр Фролов, занимающий должность заместителя директора Института национальной энергетики, в интервью газете «Ведомости» заявил, что нефть, поставляемая через КТК, может вызвать неоднозначное отношение со стороны регулирующих органов, поскольку порт ее выхода находится на российской территории.
«Тестирование новых альтернативных маршрутов поставок нефти из Казахстана связано, в том числе, с опасениями компаний, что казахстанская нефть, которую они транспортируют через Россию, может быть принята регулирующими органами ЕС за российскую», — сказал Фролов.
Заключение
Хотя железнодорожный транзит до средиземноморских или балтийских портов дороже, чем транспортировка по КТК, политический риск, связанный с трубопроводом, может вскоре перевесить его преимущества.
В марте, в первые недели после начала конфликта, Акчукалов заявил, что потенциальное изменение маршрута в сторону от КТК будет «трудно осуществить быстро». Сейчас компании и государственные чиновники, похоже, все больше стремятся найти альтернативы.
Читайте также:
Россия, Китай, Италия. Топ-10 торговых партнеров Казахстана в 2022 году