В Казахстане планируют запретить использование денег Нацфонда для спасения банков. Министерство национальной экономики опубликовало проект изменений в Бюджетный кодекс. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
Документ предполагает, что средства Национального фонда будут использоваться в виде целевых трансфертов для финансирования антикризисных программ в периоды спада или замедления экономики, финансирования социально значимых проектов национального масштаба, пополнения резерва на инициативы президента страны.
«Нацфонд не может использоваться на приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, покупку пакетов акций, долей участия казахстанских компаний, фондирование банков,кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств», — сообщается в проекте.
Также в МНЭ предлагают средства, выделенные из республиканского бюджета за счет целевых трансфертов от погашения бюджетных кредитов и вознаграждений, возвращать напрямую в Нацфонд. В действующей редакции поступления от погашения займов зачисляются в доход республиканского бюджета, а перечисление сумм в Нацфонд не предусмотрено.
Новое положение поможет обеспечить целевое погашение бюджетных кредитов.
При этом, согласно расчетам, потенциальная сумма возврата выданных бюджетных займов за счет целевых трансфертов из Нацфонда составляет 243,8 млрд тенге. Из них подлежат возврату до 2030 года ссуды на 135,4 млрд тенге.
«В случае экономии денег, выделенных из резерва правительства или местного исполнительного органа, администратор бюджетной программы обеспечивает возврат суммы экономии до 20 декабря текущего финансового года», — резюмировали в документе.
Законопроект будут обсуждать до 2 сентября 2022 года.
Проблемы Нацфонда
Недавно Национальный банк предсказал, что нефтяных поступлений в Национальный фонд будет недостаточно для покрытия роста бюджетных расходов.
В отчете Нацбанка о финансовой стабильности Казахстана указано, что период накопления сверхдоходов от продажи сырой нефти завершился в 2015 году, после чего чистые активы государства начали истощаться быстрыми темпами.
«В долгосрочной перспективе без изменения фискальной политики нефтяных поступлений в Нацфонд не будет достаточно для покрытия роста расходов бюджета. Вследствие чего основным приоритетом налогово-бюджетной политики становятся мероприятия по повышению ненефтяных доходов бюджета, росту эффективности и дисциплины бюджетных расходов, которые отражены в проекте Концепции управления госфинансами до 2030 года», — отметили в документе.
Кроме того, в отчете поясняется, что низкий уровень ненефтяных доходов по отношению к росту номинального ВВП за последние 10 лет привел к значительному снижению чистых активов правительства. Вследствие чего возникает риск, связанный с ростом долговой нагрузки и косвенным снижением фискальных стимулов в долгосрочной перспективе.
Также для поддержания высокого уровня расходов увеличиваются размер и доля выделяемых трансфертов из Нацфонда, активы которого пополняются за счет поступлений от организаций нефтяного сектора.
В Нацбанке подчеркнули, что после падения цен на нефть в конце 2014 года поступления в Нацфонд были значительно ниже выделяемых трансфертов. А, учитывая волатильность цен на сырье, тренд на переход к ВИЭ и исчерпаемость природных ресурсов, нефтяные доходы не могут являться надежным источником финансирования расходов бюджета без механизма обеспечения сохранности Национального фонда. Другими словами, нефтяные поступления волатильны и в долгосрочной перспективе не смогут поддерживать рост трансфертов.
«Ненефтяные поступления являются более стабильным источником доходов по сравнению с нефтяными, однако их текущий уровень не способен обеспечивать рост расходов в долгосрочной перспективе. Это может привести к истощению чистых активов государства, росту стоимости привлечения долга и вынужденной консолидации расходов бюджета. Таким образом, несбалансированная фискальная политика выражается растущим разрывом между ненефтяными поступлениями и расходами», — пояснили в отчете.
Тем временем несбалансированность госфинансов, как указано в документе, несет в себе риски сужения фискального пространства, что потенциально снижает устойчивость экономики к непредвиденным шокам в будущем, а также может привести к косвенной консолидации расходов и, как следствие, росту долговой нагрузки на бюджет.
«На протяжении уже более 10 лет сохраняются высокий уровень ненефтяного дефицита и высокая процикличность консолидированного дефицита республиканского бюджета. Хронически высокий ненефтяной дефицит (в среднем 8,8% к ВВП с 2010 года) покрывается активами Нацфонда, которые пополняются за счет волатильных нефтяных доходов, и долгом правительства. После окончания периода высоких цен на нефть в 2015 году способность госфинансов обслуживать долг постепенно снижается, что повышает макрофискальные риски и, соответственно, стоимость привлечения займов в среднесрочной перспективе», — отметили в документе.
В то же время долговая нагрузка на республиканский бюджет растет быстрыми темпами. Так, на конец 2021 года выплаты по вознаграждению правительственного долга составили 13,7% от объема ненефтяных поступлений в республиканский бюджет. При этом рост размера выплат по вознаграждению правительственного долга опережает номинальный рост ВВП.
«Таким образом, основным приоритетом фискальной политики в среднесрочной перспективе должно стать повышение дисциплины и эффективности расходов бюджета, а также повышение ненефтяных доходов бюджета», — считают в Нацбанке.
Читайте также:
- В 2022 году в Нацфонд поступило в два раза больше налогов, чем в 2021
- «Старый Казахстан» или как олигархи дербанили Нацфонд
- К 2030 году у Казахстана не останется денег в Нацфонде
- За 7 лет власти Казахстана взяли из Нацфонда 19 трлн тенге
- Каждый 10-й житель Казахстана голодает, каждый 3-й — без одежды. Анализ