В казахстанском стандарте прописали понятие «электросамокат». Это значит, что скоро их водители будут обязаны соблюдать ПДД. Это произойдет, как введут изменения в ПДД и Адмкодексе РК. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса со ссылкой на Kolesa.kz.
Новый стандарт СТ РК 3769-2022 определяет электросамокаты как электрические транспортные средства с двумя или тремя колесами, предназначенные для езды одного человека. Они должны приводиться в движение электродвигателем и не должны иметь сиденья. Максимальная расчетная скорость для таких скутеров составляет 25 км/ч.
Новый стандарт гласит, что электросамокаты, разгоняющиеся выше указанной скорости, уже подпадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и относятся к категории L. Чтобы управлять скутером со скоростью выше 50 км/ч, необходимо водительское удостоверение категории A1, как на мопед.
Технические требования к электросамокатам и условия эксплуатации:
- Оснащаются электродвигателем(и), батареей напряжением не более 100 В постоянного тока, зарядным устройством на напряжение не более 240 В переменного тока.
- Должны иметь деку, руль, два или три колеса, устройства освещения (фара спереди и фонарь сзади), сигнал, тормозную систему, органы управления.
- Ограничены максимальной скоростью не более 25 км/ч. А при движении задним ходом или в пешеходном режиме — не более 6 км/ч.
Еще стандарт гласит, что не допускается внесение изменений в скутер с целью увеличения максимальной скорости или снятия установленного ограничения максимальной скорости.
Требования:
- Максимальный вес водителя, максимальный и, если применимо, минимальный рост водителя, а также максимальный и/или минимальный возраст водителя должны указываться в сопроводительной документации.
- Не должны перевозить дополнительных пассажиров, буксировать другие транспортные средства (в том числе электросамокаты, прицепы, полуприцепы) возить грузы.
- Передвижение осуществляется водителем только в положении стоя.
Еще электросамокаты разделили на два типа:
№ | Вид | Двигатель |
1 | Двухосный с одним колесом на оси (двухколёсный электрический самокатя) | Привод на переднее/заднее колесо или на оба |
2 | Двухосный с одним колесом на одной из осей и двумя колесами на второй оси (трёхколёсный электрический самокат) | Привод на переднее колесо/заднюю ось или на обе оси |
Отметим, что обязать соблюдать ПДД водителей электросамокатов было почти невозможно. Потому что не было официального толкования. Не было понятно, что именно относится к этим средствам индивидуальной мобильности.
Теперь же, скорее всего, поправки в правилах КоАП скоро изменят. Это нужно, чтобы на дорогах страны стало меньше ДТП, произошедших с участием электросамокатов. Особенно это касается Алматы, где недавно даже произошла авария со смертельным исходом.
Немного истории об электросамокатах
Изначально конструкция первых самокатов предполагала сидячее положение пилота и в большей степени напоминала велосипед, нежели современный самокат.
Первые моторизованные самокаты под названием — Autoped выпускала компания Autoped Company из Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк, с 1915 по 1921 год. Самокаты выпускались в двух версиях: с двигателями внутреннего сгорания (155 куб. см с воздушным охлаждением) и электромотором в переднем колесе. Патент на Autoped в качестве «самоходного транспортного средства» был подан в июле 1913 года и выдан в июле 1916 года.
В 1910-х годах на уже производившиеся самокаты подростки стали устанавливать двигатели. Такую конструкцию освоила в производстве компания Autoped Company of America. С 1915 года она производила моторизованный самокат («автопед») с крохотными колёсами (заднее было закрыто кожухом), широкой платформой (на которой стоял пилот), прямым складным рулём и нижнеклапанным 155-кубовым двигателем мощностью 1,5 лошадиных сил. Известно, что автопеды использовали работники почтовой службы США.
На протяжении XX века самокат в основном использовался как детская игрушка для активного отдыха. Однако в некоторых странах (Чехия, Польша, Австралия) самокат используется в спорте, повседневной жизни для прогулок и деловых поездок по городу.
На рубеже XX–XXI веков самокат преображается: меняется дизайн, сфера применения, принцип действия. Так, в 1985 году Стив Патмонт сконструировал самокат, оборудованный мотором и назвал его go-ped.
Можно выделить два основных направления развития конструкции современных самокатов: с дополнительным двигателем (электромотор или ДВС) и без. Самокаты без дополнительного двигателя более лёгкие, компактные, могут быть складными. Пути развития самоката с дополнительным двигателем существенно разнообразнее.
Есть самокаты с ДВС, электромотором, педальным приводом, инерционным приводом, существует идея о самокате с двигателем-маховиком. Разнообразны варианты колёс, батарей, конструкционных материалов. Самокаты с дополнительным двигателем появились на военной службе, в кроссовых гонках, они становятся модными гаджетами современных горожан.
Читайте также: