Понятие — превышение средней скорости пропишут в специальном стандарте, а позже оно появится в Правилах дорожного движения Казахстана и Административном кодексе. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса.
О росте аварийности в стране и необходимости наказывать водителей за превышение средней скорости не только на определённых участках, но и на перегонах от одного населённого пункта до другого не раз говорили полицейские и дорожники, говорится на сайте «Колеса».
Но внести изменения в правила и КоАП они не могли, так как само понятие «средняя скорость» технически нигде не растолковано.
Термин пропишут в нацстандарте «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением». То есть в документе, устанавливающем, как должны работать видеокамеры на казахстанских дорогах.
«Средняя скорость движения транспортного средства — характеристика, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». Именно так указано в в пункте 3.14 проекта стандарта, который подготовил «Казахстанский институт стандартизации и метрологии».
Превышение средней скорости: что это такое?
- Превышение средней скорости простыми словами — это, когда вы от одной камеры до другой должны доехать примерно за 5 минут, при скорости 60 км/ч. Но если вы преодолели это участок за 3 минуты, камера посчитает, что где-то вы превысили скорость и оштрафует вас.
- Документ должны принять до конца лета и теоретически уже в 2023 году. Опираясь на данный стандарт, пункты, касающиеся средней скорости и наказания за её превышение, внесут в ПДД и статью 592 КоАП. Предположительно для начала среднюю скорость начнут замерять на загородных трассах, а в перспективе фиксировать её станут и городские камеры. Какими будут штрафы за превышение средней скорости, пока не известно.
Также в стандарте предлагается прописать, что камеры фото- и видеофиксации должны распознавать:
- Нарушение установленного скоростного режима: превышение установленной скорости движения (в том числе средней); движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике менее 40 км/ч.
- Нарушение установленных правил стоянки или остановки транспортных средств; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств.
- Движение по обочине (движение транспортного средства без перестроения).
- Движение по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, полосам для велосипедистов в нарушение ПДД РК.
- Нарушение правил пользования внешними световыми приборами.
- Движение по полосе для маршрутных транспортных средств (в попутном направлении) или остановка на указанной полосе в нарушение ПДД РК.
- Выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения.
- Выезд на трамвайные пути встречного направления.
- Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
- Разворот, поворот налево, движение задним ходом в местах, где такие манёвры запрещены.
- Нарушение требований дорожных знаков и дорожной разметки (за исключением вышеназванных случаев).
- Проезд на запрещающий сигнал светофора, в том числе на регулируемом пешеходном переходе, выезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора.
- Невыполнение требования ПДД РК об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора.
- Выезд на перекрёсток или пересечение проезжей части дороги в случае возникновения затора.
- Невыполнение требования правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам.
- Иные административные правонарушения в области дорожного движения.
Исходя из списка понятно, что функциональность камер вырастет многократно, как и количество штрафов за нарушение ПДД водителям.
Превышение средней скорости: как все начиналось
В 2019 году МВД предложили ввести многострадальное понятие и штрафовать за превышение средней скорости от точки А до точки Б.
Тогда Комитет административной полиции МВД хотел инициировать поправки в КоАП, а точнее в ст. 592 «Превышение установленной скорости движения». Закон, если его примут и он пройдёт все процедуры, позволит штрафовать водителей за превышение средней скорости не только на коротких дистанциях, но и вплоть до расстояний от одного населённого пункта до другого на приличной удалённости. По крайней мере об этом говорил заместитель председателя КАП МВД РК Алибек Кенесбаев.
— К примеру, если взять трассу Нур-Султан — Боровое, то на въездах города будут стоять камеры фиксации, которые будут фиксировать госномер, марку транспортного средства и время выезда условно из пункта А. Аналогичная камера будет стоять, к примеру, у въезда в Боровое, условно пункт Б. Будет также фиксироваться госномер, марка автомобиля и время прохождения транспортного средства камерой фиксации. И будет путём деления пройденного пути на время, за которое он прошёл, устанавливаться средняя скорость. Если у нас на автомагистрали разрешено 120 км/ч, система будет сама автоматически высчитывать это. Если у нас путём деления будет установлено, что он едет со скоростью 155–160, в отношении него будет оформлено предписание о необходимости уплаты за превышение скорости на величину свыше 10 км в час, — объяснял тогда еще представитель МВД.
Спикер говорил, что после правового урегулирования данная система будет внедряться повсеместно по республике, в основном на загородных трассах. Камеры можно будет устанавливать каждые 50, 100 км. Это позволит перекрыть системами фиксации все загородные дороги и трассы республиканского значения.
После того ажиотажа вроде все притихло, но об этом еще раз заговорили в 2020 году.
- Прописать в законах понятие «средняя скорость» тогда предложили и дорожники. По их словам, Казахстан сегодня занимает 74-е место из 175 стран по показателям смертности от ДТП. В большинстве случаев причиной аварии становится желание водителей погонять.
— За последние 17 лет в Казахстане официально зафиксировано 270 тыс. ДТП, в которых погибло 49 тыс. человек и более 300 тыс. получили ранения различной степени тяжести. Пятьдесят процентов погибших — молодые люди, — рассказывал тогда генеральный директор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Замир Сагинов, отметив, что одной из основных причин аварий у нас в стране является превышение скорости.
В качестве примера он приводил участок дороги Нур-Султан — Щучинск, где за девять месяцев текущего года было зафиксировано 8 280 нарушений скоростного режима (езда со скоростью свыше 150 км/ч). При этом в 58 случаях водители двигались быстрее 200 км/ч. Но, по словам спикера, привлечь нарушителей к ответу невозможно из-за отсутствия интеграции камер фиксации с базой данных КАП МВД РК.
— Поэтому для решения данной проблемы считаю необходимым обеспечить камерами фиксации автомобильные дороги с обязательной интеграцией с базой данных Комитета административной полиции, а также ввести в законодательство метод определения средней скорости, — делился в 2020 году Замир Сагинов. (В Казахстане разговоры о необходимости фиксации средней скорости МВД ведёт уже давно. Но пока никаких решений на этот счёт так и не было принято.)
Для чего вообще над автобаном висят камеры, не подключённые к полицейским базам данных, кто их там установил и какую функцию они выполняют, директор РГП не уточнил, но рассказал, что на казахстанских трассах 46 % дорожных знаков и 251 километр разметки не соответствуют стандартам. А в населённых пунктах, по его словам, нужно привести в порядок 50 % знаков и 40 % разметки.
Появление же некачественного асфальта на улицах З. Сагинов объяснил нехваткой специалистов в акиматах.
— Плохие дороги строятся на районном и областном уровне, в поселковых зонах. Мы проанализировали и видим, что там нет кадров. Не все строят плохую дорогу, чтобы своровать. У многих людей нет образования, — заключил тогда директор Центра качества дорожных активов.
Читайте также:
- Превышение средней скорости в Казахстане: законны ли штрафы
- Штрафы за превышение скорости в Казахстане в 2022 году
- Штраф за пересечение двойной сплошной в Казахстане в 2022 году
- Штраф за езду без прав в 2022 году в Казахстане
- Штраф за тонировку в Казахстане в 2022 году
- Как изменились штрафы за нарушения ПДД в Казахстане в 2022. Таблица
- Как получить права в РК 2022: полное руководство