Многие казахстанцы задаются вопросом, подешевеют ли авто в Казахстане? Но, к сожалению, вряд ли. Снижение цен можно ждать только на подержанные машины.
Корреспондент Bizmedia.kz сделал анализ последних новостей и пришёл к выводу, что новые машины будут только дорожать. А вот старые, возможно подешевеют. Всё будет зависеть от новых ставок на утильсбор.
Официально. Ставки на утильсбор уменьшат в Казахстане
Цены на новые авто в Казахстане в 2022 году вырастут минимум на 8-10%
Средняя стоимость превысит 12,6 млн тенге. Дефицитный для мирового автопрома 2021 год показал в Казахстане рекордный за последние пять лет рост цен на новые машины (+24%). В этом году, несмотря на пересмотр системы утильсбора, тренд на повышение продолжится. По мнению экспертов, основная причина — не устранены внешние причины удорожания.
Среди них такие глобальные для всего мирового автомобилестроения проблемы как нехватка микросхем и рост издержек в контейнерных перевозках. И тот, и другой факторы напрямую влияют на импортозависимый авторынок Казахстана. Отечественный автопром, по оценке экспертов Центра анализа и мониторинга авторынка, на рынке новых машин РК занимает долю всего 59%.
«Если предположить, что в 2022 году для мирового автопрома не возникнет новых потрясений, а проблемы с дефицитом электронных микросхем и логистикой не будут усиливаться, то рост цен в начале 2022 года ограничится уровнем 8-10%. Такой расклад можно будет назвать оптимистичным сценарием», - сказал заместитель председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли РК «КазАвтоПром» Артур Мискарян.
Пессимистичный вариант развития – или максимальный уровень ценовых колебаний — зависит от многих стресс-факторов. В первую очередь, по мнению Артура Мискаряна, это нерешенность проблемы поставок чипов, из-за чего автопроизводители не могут создавать запасы этих элементов. Кроме того, задержки грузов на границе с Китаем также могут усугублять дефицит привозных авто.
«Вместе с сохраняющимися пандемийными рисками все это вносит элемент непредсказуемости относительно того, насколько в конечном счете могут изменится цены на новые автомобили в 2022 году», - говорит зампред правления КазАвтоПрома.
В целом, за 11 месяцев 2021 года количество проданных новых автомобилей в автосалонах Казахстана увеличилось на 35%, сообщает источник. По статистике КазАвтоПрома, за январь-ноябрь прошлого года казахстанцы купили около 107 тыс. авто с нулевым пробегом. Самыми популярными брендами у казахстанцев стали: Chevrolet (25% продаж), Hyundai (19%), Toyota (12%), KIA (8,2%) и LADA (7,6%).
Решение о прекращении сбора утилизационных платежей в пользу частной компании «Оператор РОП» принято президентом страны Касым-Жомартом Токаевым и вступило в силу 15 января. Ставки этого налога будут пересмотрены, а функции по взиманию утильсбора передадут госкомпании.
Заместитель председателя правления КазАвтоПрома Артур Мискарян считает, что внешние факторы удорожания имеют гораздо большее влияние, нежели внутренние (изменение тарификации утильсбора – прим. автора). Ведь на рынке по-прежнему ощущается дефицит, спрос на покупку новых авто остается высоким.
Подержанные авто могут подешеветь
Возможно, теперь в нашей стране машины подешевеют в 2022 году. Ведь Касым-Жомарт Токаев поручил прекратить утильсбор в Казахстане.
Утилизационным сбором будет заниматься государство. Соответственно, будут пересмотрены ставки. Скорее всего, они будут снижены, а это значит, что стоимость автомобилей подешевеет. Изначально эксперты говорили, что стоимость будет расти. Но после январских событий мнения разделились. Причина — утильсбор.
Заместитель председателя правления ассоциации КазАвтоПром Артур Мискарян сказал, что процесс разработки и запуска нового механизма администрирования утилизационного сбора, подготовка нормативной базы и расчёт новых ставок займут некоторое время.
В эту работу будут вовлечены госорганы, отраслевые игроки, Национальная палата предпринимателей «Атамекен», экспертное сообщество и общественность, в конечном итоге важно найти взаимоприемлемое решение задачи, поставленной президентом, всё это — серьёзная работа.
«В том, что касается рынка, важно понимать общий контекст: весь мировой автопром сегодня испытывает жёсткий дефицит комплектующих и, соответственно, автомобилей. Это понятным образом сказывается на ценах во всём мире. В рыночных условиях цена меняется в зависимости от объёмов спроса и предложения, а также от курса валюты. На мировом рынке наблюдается дефицит, в Казахстане эта проблема усугубляется тем, что объёмы предложения с ноября 2020 года сократились, есть проблемы с логистикой на стороне границы КНР. В таких обстоятельствах регуляторное воздействие может стать причиной снижения цен на определённый отрезок времени, хотя резкого удешевления ждать не стоит», — отметил эксперт.
Дефицит машин
2021 год выдался отнюдь не самым удачным для автоиндустрии. Перебои с поставками остродефицитных полупроводников и оборудования, работа которого невозможна без этих компонентов, привели к урезанию производственных графиков. Концерн Ford Motor недовыпустил машин на 26 %, General Motors сбавил обороты на 21 %, Volkswagen Group — на 13 %, Stellantis — на 13 %, Renault — Nissan — Mitsubishi — на 10 % и т. д. В плюсах оказалась лишь Toyota Motor, укрепившая своё положение глобального лидера отрасли.
В то же время старания компаний, специализирующихся на производстве микроэлементной базы, не пропали даром — объёмы поставок чипов для автопрома неуклонно растут. Поэтому уже в III квартале 2022 года проблема должна разрешиться, если верить оценкам экспертов консалтингового агентства LMC Automotive. По мере насыщения спроса постепенно восстановятся и прежние объёмы выпуска машин.
Прогнозируется, что продажи автомобилей в Европе увеличатся на 7 %, до 17.8 млн единиц, в Северной Америке — на 6 %, до 18.7 млн, в Китае — на 5 %, до 26.6 млн, в Южной Америке — на 9 %, до 3.6 млн, в Азии — на 7 %, до 15.3 млн, сообщает «Дром» со ссылкой на данные издания Autonews Europe.
Казахстан веяния мирового рынка не обошли стороной — приобрести новые автомобили в салонах без спекуляции с допами всё так же проблематично. И даже в таких неблагоприятных условиях спрос на новые машины у нас только растёт. В 2021 году в стране было реализовано 117 590 новых авто, включая коммерческую технику. Это на 25.9 % больше, чем в коронавирусном 2020-м, и на 56.4 % больше, чем в докризисном 2019-м.
Автокредитование
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев сообщил, что автокредиты планируют ориентировать на средний класс. То есть на бюджетный автомобиль не выше определенной суммы.
Сейчас известно, что определен пул денег для автокредитования населения под 4 процента. То есть средства, саккумулированные на счетах «Оператора РОП» будут направлены на автокредитование населения.
Подробнее об этом читайте тут и здесь.
Читайте также: