В рамках проведения расширенной коллегии в Министерстве транспорта под руководством заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Романа Скляра был проведен анализ работы транспортной сферы за последний год. Об этом сообщает Bizmeda.kz.
Министр транспорта Марат Карабаев предоставил информацию, согласно которой транспортная отрасль демонстрирует рост. Индекс объема работ в данной области превысил предыдущие показатели на 6,9 процента. Транзит грузов через Казахстан возрос почти на четверть от предыдущего значения и составил свыше 32 миллионов тонн.
Дороги
В течение года были произведены работы по строительству и обновлению десяти тысяч семисот километров автомобильных дорог страны, из которых более шести тысяч километров имеют национальное значение. На участках общей протяженностью три тысячи шестьсот километров проводились строительство и реконструкция. Были открыты для проезда новые участки длиной восемьсот пятьдесят шесть километров, и еще на участке длиной девятьсот двадцать три километра был обеспечен проезд.
Основное внимание в течение года было уделено достройке важных магистралей, связывающих Караганду с Алматы, Талдыкорган с Усть-Каменогорском и Атырау с Астраханью. Эти усилия позволили открыть новые участки для движения транспорта.
Более двух тысяч девятисот километров дорог были охвачены капитальным и средним ремонтом. Завершен ремонт на одной тысяче ста километрах, включая двести километров капитального и девятьсот километров среднего ремонта дорог.
На региональном уровне были произведены ремонтные работы дорожной сети на общее расстояние в 4200 километров, из которых ремонт на 3600 километров уже завершён. Это позволило увеличить процент дорог, которые соответствуют установленным стандартам, до 87% как на республиканских, так и на местных автодорогах.
Железнодорожные транспорт
В секторе железнодорожных перевозок наблюдается увеличение объемов грузоперевозок на 3 процента по сравнению с прошедшим периодом, количество перевезённых грузов достигло отметки в 297 миллионов тонн. Это касается увеличения экспорта, импорта и транзита товаров.
Внутри республики было перевезено 164,1 миллиона тонн грузов, что на 0,6% меньше чем ранее, количество грузов, отправленных на экспорт, выросло на 9 процентов, достигнув 85,6 миллиона тонн, импортные грузоперевозки увеличились на 10 процентов и составили 20,2 миллиона тонн, а транзитные перевозки выросли на 18 процентов и достигли объема в 27,4 миллиона тонн.
Критически важной задачей является обновление железнодорожного подвижного состава и на данный момент в прошлом году было приобретено 506 новых единиц транспорта. Среди них — 113 локомотивов, 275 грузовых вагонов и 118 пассажирских вагонов. Вдобавок, был выполнен капитальный ремонт 1443 километров основных железнодорожных магистралей, включая 557 километров, отремонтированных в полном объеме.
Морской транспорт
Что касается морского транспорта, то за текущий год объем перевозок через порты составил 7,2 миллиона тонн, превышая прошлогодний показатель на 11 процентов, при этом основной объем составляют экспортные перевозки в европейские страны выполненные казахстанскими компаниями.
В портах, расположенных на морском побережье, происходит активное развитие инфраструктуры. В прошлом году благодаря вложениям от частных инвесторов в порту Курык был возведен зерновой терминал, способный вмещать один миллион тонн зерновых культур, а также было произведено приобретение двух нефтяных танкеров, каждый из которых имеет грузоподъемность восемь тысяч тонн. Инициативы были успешно реализованы совместно с компанией Abu Dhabi Ports, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах.
С целью сделать порты Актау и Курык более привлекательными для вложений, их включили в территорию специальной экономической зоны, которая носит название «Морпорт Актау».
Помимо этого, проводится эксперимент по цифровизации казахской части транспортного маршрута, известного как Транскаспийская международная транспортная магистраль. В этом процессе задействована сингапурская компания PSA International. Ожидается, что интеграция с транспортной системой Азербайджана и Грузии будет окончена в первой половине 2024 года.
Гражданская авиация
Что касается сферы гражданской авиации, то здесь отмечается увеличение основных показателей, связанных с деятельностью отрасли. Местные авиакомпании обслужили 13,3 миллиона пассажиров, что на двадцать один процент превышает результаты предыдущего года. В аэропортах было обслужено больше пассажиров на двадцать четыре процента по сравнению с прошлым годом, достигнув отметки в 26,1 миллиона человек.
Аэропорты крупнейших городов, таких как Алматы и столица Астана, показывают значительный прирост в количестве обслуженных пассажиров: 9,6 миллионов (что на тридцать один процент больше) и 7,5 миллионов пассажиров (увеличение на двадцать семь процентов) соответственно.
Также в аэропортах отмечено повышение объемов обработанных грузов: они выросли на пятнадцать процентов и теперь составляют 145 тысяч тонн.
Для укрепления стабильности воздушных полетов и сделать авиационные перевозки более доступными, продолжается работа по увеличению числа самолетов у авиакомпаний Республики Казахстан.
В текущем году казахстанские авиалинии приобрели одиннадцать новых самолетов, что позволило увеличить общую вместительность авиапарка на двадцать восемь процентов, достигнув пятнадцати тысяч четырехсот мест. Для того чтобы развивать сегмент воздушных грузоперевозок, были созданы три новых грузовые авиакомпании.
Транскаспийский маршрут
Сегодня перед Казахстаном стоит цель преобразиться в крупный международный транспортный узел в процессе развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. В сравнении с предыдущим годом, грузоперевозки по этому коридору значительно увеличились — на шестьдесят пять процентов, достигая двух миллионов восьмисот тысяч тонн. При этом экспорт казахстанской продукции увеличился в два с половиной раза.
Рост отмечен не только в экспорте, но и в потоке импортируемых товаров, что свидетельствует о заинтересованности европейских компаний в использовании Транскаспийского маршрута. Проводятся также переговоры с официальными лицами и предприятиями соседних стран для того, чтобы привлечь их экспорт через маршрут Транскаспийского международного транспортного маршрута, что включает вопросы государственной поддержки данных перевозок.