На прошлой неделе в Казахстане произошло несколько важных назначений, свидетельствующих об одной значительной и позитивной тенденции в правительстве — все больше молодых людей поднимаются на высшие посты в кабинете министров.
На фоне усилий нынешнего правительства по выполнению задач, поставленных президентом Касым-Жомартом Токаевым, от энергетики до жилищного строительства, вдохновляет тот факт, что молодые люди получают право голоса в формировании политических решений в Казахстане. С назначением пяти новых министров — , двум из них по 32 года — средний возраст нового правительства снизился с 50,1 до 47,8 лет.
Одним из вновь назначенных министров является Зульфия Сулейменова. В 32 года она стала министром экологии и природных ресурсов, сменив на этом посту 50-летнего Сериккали Брекешева, который занимал должность вице-министра с марта 2022 года.
Получив степень по международным отношениям в Евразийском национальном университете им. Гумилева и докторскую степень по программе безопасности и международных исследований в Национальном институте политических исследований в Токио, Сулейменова начала свою карьеру в 2014 году в качестве исследователя в отделе региональной и глобальной безопасности Центра глобальной политики и безопасности.
Ее выбор образа жизни также отражает ее заботу об окружающей среде.
«Для производства одной куртки требуется 12 000-15 000 литров воды. Меня очень волнует проблема воды и экологии. Я принципиально не ношу натуральный мех, потому что считаю, что гуманное отношение к животным должно начинаться с людей, с нас самих. Поэтому я не ем мяса, не ношу меха и не пользуюсь косметикой, которая тестировалась на животных. Я не хожу в зоопарки и дельфинарии», — сказала Сулейменова в интервью телеканалу «Хабар 24» в декабре 2021 года.
Общественность приветствовала новость о назначении Сулейменовой не только из-за ее возраста, но и из-за того, что на фоне растущих требований гендерного равенства в стране женщины занимают высшие посты в кабинете министров. В настоящее время три женщины занимают министерские должности, включая министра труда и социальной защиты Тамару Дуйсенову и министра здравоохранения Ажар Гиният.
Гульназ Касимова, старший научный сотрудник Казахского института стратегических исследований, говорит, что в 2020 году женщины составляли 55,7 процента государственных служащих в стране.
«Доля женщин, занимающих руководящие должности на государственной службе, составляет 40 процентов. В то же время следует отметить, что женщины чаще возглавляют социально ориентированные организации», — сказал эксперт. «Существует противоречие между заявленным дискурсом равенства и реальным положением женщин в профессиональной и управленческой сферах. Существуют трудности, связанные с дублированием социальных ролей женщин и, как следствие, задержкой карьерного роста, затянувшимся выходом на рынок труда, а в некоторых случаях — вынужденной безработицей.»
Наряду с Сулейменовой, новому министру культуры и спорта Асхату Оралову также 32 года, и он имеет большой опыт работы на государственной службе.
Оралов, уроженец Павлодарской области, с 2011 по 2014 год работал в Евразийском национальном университете имени Гумилева в Астане, а также занимал руководящие должности в секретариате «Жас Отан», молодежного крыла правящей партии страны. С 2016 по 2018 год Оралов был депутатом столичного маслихата (местного представительного органа) и возглавлял городское управление молодежной политики.
Связующим фактором между Сулейменовой и Ораловым, помимо их возраста, является то, что они оба являются членами Президентского молодежного кадрового резерва — инициативы, предложенной Президентом Касым-Жомартом Токаевым в 2019 году с целью предоставления талантливой молодежи прозрачного и эффективного социального лифта для занятия руководящих должностей в системе государственного управления и квазигосударственном секторе.
С 2019 года 258 из 350 участников кадрового резерва были назначены на различные должности государственной службы.
Эксперты с оптимизмом смотрят на перестановки, которые произошли менее чем через месяц после того, как Токаев поставил под сомнение работу правительства.
«Казахстан переживает этап демографического обновления. Более половины населения страны моложе 30-35 лет. Это поколение родилось в независимой стране и имеет определенное представление о том, как должна развиваться страна и какие принципы должны преобладать. Учитывая этот общественный запрос на обновление, меняются и подходы к государственному управлению», — говорит политический эксперт Айдар Курмашев.
Однако он предупредил, что реформы происходят не с помощью серии управленческих решений, а путем «создания условий для обеспечения наиболее эффективного пути развития в единстве с запросами самого общества».
Асель Сатубалдина