В 2022 году в Казахстане ожидается, что машины подорожают на 5-7 процентов. Таким мнением поделился генеральный директор компании «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев. Корреспондент Bizmedia.kz попробовал разобраться в этом вопросе.
Начнём с того что, по словам Несипбаева, одна из главных причин роста цен на авто — удорожание перевозки автомобилей и запчастей.
- За последний год логистика подорожала в три раза - с $3,5 тыс. (в феврале 2021 года) до $11,7 тыс. за один контейнер. Контракт по новым ценам на перевозку наших грузов мы подписали буквально вчера. Кроме того, изменились маршруты доставки. Если раньше мы перевозили наши грузы транзитом через Китай, то теперь вынуждены поставлять их из Владивостока. По новому маршруту у нас срок доставки занимает 45-60 дней, а через КНР сегодня вообще ничего нельзя спрогнозировать точно - до полугода и больше. Хотя раньше через Китай наши контейнеры перевозились за 30 дней, - сказал он.
Он отметил, что машины дорожают и из-за курса тенге.
- Автомобиль Hyundai Accent как стоил в 2011 году $15 тыс., так и продолжает стоить $15 тыс. в 2022 году. И все же многие казахстанцы могут сказать, что цены растут - в тенге. И это понятно: основное влияние оказывает снижение курса тенге по отношению к доллару. И это всегда будет происходить. Вне зависимости от объема локализации. Даже если мы доведем отечественное производство компонентов до 30%, то оставшиеся 70% мы все равно вынуждены импортировать за доллары, - подчеркнул Бекнур Несипбаев.
Кроме того, он добавил, что весомым фактором в ценообразовании является и уровень технологического развития самих автомобилей.
- Потому что технологии в новых автомобилях становятся сложнее технически и их становится больше. Да, само производство тех или иных компонентов со временем становится дешевле, но количество разных «фишек» в автомобилях становится больше - автомобили буквально напичканы самыми разными системами. Возьмите те же мультимедийные системы. Чтобы новое авто стало дешевле, чем предыдущая модель, нужно, чтобы по своему технологическому уровню оно было проще. А это невозможно. Исходя из всего этого, в этом году часть наших автомобилей подорожает на 5-7%. На некоторые модели мы уже подняли цены, на другие - поднимем в ближайшее время, - отметил Несипбаев.
Также он рассказал о том, повлияют ли на стоимость автомобилей сниженные ставки по утильсбору.
- На производимые в Казахстане автомобили новые ставки по утильсбору не скажутся - они не «сидят» в цене. Мы производим автомобиль и платим «Оператору РОП» утильсбор для того, чтобы получить сертификат об оплате, чтобы поставить это авто на учет. После того как мы получаем эту справку, нам возвращают эти деньги - таким образом, ставка по утильсбору в ценообразовании стоимости автомобиля, собранного в Казахстане, не учитывается.
Говоря об обновленной программе льготного кредитования и возможного влияния на цены после ее запуска, он уточнил, что говорить об этом преждевременно.
- Мы пока не знаем ни новых условий, ни даже суммы, которую выделят на ее реализацию, - 100 или 150 млрд тенге. Поэтому тут трудно что-то спрогнозировать, тем более в условиях, когда автомобильный рынок испытывает определенный дефицит новых авто, - заключил Бекнур Несипбаев.
В Казахстане могут возобновить льготное автокредитование под 4% — как это повлияет на цены
Новая программа льготного автокредитования в Казахстане еще не принята, но уже вызвала активное обсуждение в обществе.
В Казахстане планируют возобновить программу льготного автокредитования. Рассматривается вариант использовать средства, аккумулированные на счетах «Оператор РОП» в качестве утильсборов. Эксперты оценили перспективы будущей госпрограммы.
В конце января 2022 года в эфире телеканала «Хабар» вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев сообщил, что ведомство планирует возобновить программу льготного автокредитования.
Тогда он заявил, что утильсборы, аккумулированные на счетах «Оператор РОП», направят на финансирование новой госпрограммы автокредитования под 4% годовых. И если раньше обязательным условием было внесение первоначального взноса не менее 20%, то теперь планируется совсем избавиться от этого пункта.
"Тогда простой гражданин Казахстана, любой из нас, придет в автосалон, возьмет машину, не заплатив ни одного тенге", – заявил Марат Карабаев.
Позже пресс-служба министерства индустрии и инфраструктурного развития уточнила, что детали будущей госпрограммы еще на стадии обсуждения, разработка идет полным ходом. В ведомстве рассказали, что сейчас рассматриваются два варианта развития событий.
В первом варианте условия автокредитования останутся такими же, как и в программах, запущенных в 2015 году: сумма займа не должна превышать 15 млн тенге, срок не больше семи лет, годовая эффективная ставка не должна превышать 7,5%, номинальная ставка вознаграждения составит 4% годовых.
В Мининдустрии заявили, что предлагают направить на это 150 млрд тенге на четыре года. Бюджет в первый год реализации госпрограммы составит 30 млрд. тенге.
Пока неизвестно, будет ли финансирование будущей госпрограммы иметь револьверный характер, когда деньги от погашения займов вновь будут направлять на выдачу автокредитов.
Второй вариант, который предлагает министерство индустрии, включает в себя займы на покупку автомобиля без первоначального взноса под 4% для социально-уязвимых слоев населения. Также рассматривается предложение снизить максимальную сумму кредита до 7 млн тенге. На это планируется выделить 100 млрд тенге со счетов «Оператор РОП».
"Обе идеи еще на стадии обсуждения. Может быть, они не будут приняты в том виде, в каком предлагает МИИР. Поэтому говорить о готовых решениях и намерениях пока рано. Запустить новую программу льготного автокредитования планируется в течение 2022 года", – заявили в министерстве.
Успех госпрограммы будет зависеть от алгоритма финансирования
По словам эксперта Артура Мискаряна, основной спрос на автомобили в Казахстане приходится на модели низкого ценового сегмента. Именно на них и будет ориентирована программа льготного автокредитования.
В нынешнем варианте условия выдачи займов на покупку автомобилей очень выгодны для казахстанцев. Вопрос лишь заключается в объемах финансирования госпрограммы.
"Доступность автомобилей, с точки зрения их наличия, зависит от текущих возможностей и планов производителей и дилеров. Пока непонятен алгоритм финансирования и то, как будет действовать программа. Что касается цен, то именно в начальном ценовом сегменте произошло наиболее заметное подорожание за последний год. Причины этого подорожания как глобальные (общемировой дефицит и рост стоимости логистики), так и локальные (сокращение предложения на фоне закрытия одного из крупнейших автосборочных заводов в Казахстане)", – заявил Артур Мискарян.
По его словам, спрос на автомобили по-прежнему стабильный. Однако маловероятно, что проблема дефицита машин на отечественном рынке решится в течение 2022 года.
Эксперт отметил, что всем нужно быть готовым к росту цен на автомобили. Это общемировая практика. Запуск программы льготного автокредитования лишь усилит спрос, что дополнительно скажется на стоимости машин.
«С нового года многие дилеры уже пересмотрели свои ценники. Прирост стоимости 8-10% к уровню прошлого года можно ожидать уже в первом квартале при базовом сценарии», – сказал собеседник Sputnik Казахстан.
Обнадеживает лишь то, что производители приложат усилия, чтобы сохранить стоимость своих автомобилей в пределах максимально возможной суммы автокредита по госпрограмме – ведь действие данной программы дает определенные гарантии сбыта.
Купить можно только автомобили казахстанского производства
Председатель правления «КазАвтоПром» Аскар Амиртаев предложил в рамках программы льготного кредитования не ограничиваться только машинами казахстанского производства.
"У населения должен быть выбор – купить популярную у нас в стране японскую Toyota с высокой остаточной стоимостью или же, к примеру, KIA казахстанской сборки. Да, лимит по кредитованию нужен, и пусть покупатель сам решает, брать ему машину стоимостью, соразмерной лимиту, или взять автомобиль стоимостью выше лимита, а значит – внести определенный процент предоплаты, а остаток средств взять под 4% годовых по программе льготного автокредитования", - заявил Аскар Амиртаев в интервью редакции Kapital.kz.
В пресс-службе Мининдустрии агентству сказали, что кредиты планируется выдавать на покупку автомобилей отечественной сборки.
Позже на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев сообщил, что ведомство пересмотрит контракты по промсборке автомобилей. Это позволит сместить акценты на обязательства по мелкоузловой сборке и производству компонентов (корпусов зеркал заднего вида, бамперов, колесных дисков, шин и так далее). То есть заводы-получатели преференций обяжут комплектовать собираемую технику деталями, выпущенными в Казахстане.
Для этого необходимо будет проработать создание новых производств, может быть, с участием опытных иностранных компаний, заявил министр. Мининдустрии уже разработало пошаговый план по производству автокомпонентов. Первые итоги работы в этом направлении будут подведены в мае 2022 года.
Программа ориентирована на поддержку отечественного автопрома
Участник Общества содействия автомобилистам Василий Климаков считает, что планируемая программа льготного автокредитования ориентирована не на помощь казахстанцам в покупке машины, а на поддержку казахстанских автопроизводителей.
Эксперт не уверен, что после запуска программы отечественный автопром сможет обеспечить машинами возросший спрос. Это спровоцирует рост цен на автомобили в Казахстане. Поэтому он предлагает дать возможность покупать еще и подержанные машины не старше трех-пяти лет в рамках госпрограммы.
"Так мы оживим рынок, в страну пойдет поток автомобилей. Госпрограмма станет инструментом обновления отечественного автопарка", – считает Василий Климаков.
Для этого сначала нужно дождаться утверждения новых ставок утильсбора. Все ожидают существенного снижения. Если все так и сложится, то частники смогут перегонять автомобили из стран ближнего зарубежья, регистрировать их и перепродавать в Казахстане, полагает он.
Рост цен на автомобили станет адекватной реакцией рынка на запуск госпрограммы. Но если дать возможность покупать подержанные машины, то это создаст здоровую конкуренцию отечественным производителям и, следовательно, сдержит рост цен, считает Василий Климаков.
Он добавил, что разработчикам госпрограммы нужно предусмотреть условие, по которому купить машину можно только в базовой комплектации. Так дилеры не смогут навязывать покупателям дополнительные услуги и оборудование.
Читайте также: