В 2023 году Департамент торговли и защиты прав потребителей принял активное участие в 117 внеплановых проверках, обнаружив 82 случая нарушений, передает Bizmedia.kz.
Наибольшее количество нарушений прав потребителей отмечено в области розничной торговли и предоставления бытовых услуг, подтверждают результаты проведенного исследования. В общей сложности, в сфере розничной торговли было зарегистрировано 651 жалоб, что составляет 62,6% от общего числа жалоб. В сфере бытовых услуг зарегистрировано 171 обращение (16,4%). В результате рассмотрения жалоб, было компенсировано более 27 млн тенге.
Среди случаев нарушения, привлекшего внимание, стоит отметить историю жительницы Павлодара, которая, увидев объявление о курсах по продажам на Wildberries в Instagram, решила воспользоваться данной услугой. Она взяла кредит на сумму 200 тыс. тенге для оплаты обучения, включающего предоставление куратора и термопринтера.
Однако обещанные услуги и материалы не были предоставлены. Хотя в контракте и рекламе было указано, что обучение торговле на маркетплейсе не потребует дополнительных вложений, женщине пришлось самостоятельно заниматься сертификацией товара. К тому же обучение проходило с перебоями, а предложенная информация могла быть найдена в открытом доступе.
Реакция департамента на обращение женщины была немедленной: была составлена претензия к предоставителю услуг, зарегистрированному в Астане. После того, как на первую претензию не было реакции, была подготовлена повторная, а затем обращение в государственное учреждение. Провайдер услуг отказался возвращать деньги и предложил возобновить обучение. Изучив материалы дела, суд удовлетворил требования клиента.
В другом случае, в процессе судебного разбирательства между потребителем и компанией, занимающейся ремонтами, сумма иска составила более 3 млн тенге. Ремонтная бригада не только не уложилась в предварительно согласованный срок, но и выполнила работу некачественно, что вынудило потребителя перезаказать ремонт за счет компании.