Ассоциация финансистов (АФК) недавно предупредила об ужесточении правил и стандартов в банковском секторе, особенно в отношении взыскания долгов и управления проблемными активами. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
По данным АФК, кредитные организации должны более строго проверять коллекторские агентства и организации по управлению сомнительными и безнадежными активами (ОУСА). Это может привести к сокращению приема фирм и компаний, специализирующихся на работе с проблемными активами, особенно тех, которые предоставляют услуги доверительного управления, связанные с договорами банковских кредитов и микрокредитования.
В целях сокращения объемов беззалоговых потребительских кредитов (свыше 700 МРП — более 2,2 млн тенге), выдаваемых банками, были повышены требования к необходимому капиталу, необходимому для обеспечения таких кредитов.
Нацбанк также объявил о предстоящем введении мер, направленных на активизацию кредитной деятельности банков в целях стимулирования экономического роста. С этой целью параметры, используемые для расчета пруденциальных нормативов и резервов, будут скорректированы таким образом, чтобы снизить существующие требования к кредитной политике финансовых учреждений.
Регулирующий орган стремится предоставить необходимое финансирование для повышения порога заимствования, а также расширить кредитный портфель, доступный для кредитования, чтобы стимулировать и побудить банки к более значительным инвестициям в экономику.
Изменения в работе банков Казахстана
Первое. Когда юридическое лицо сталкивается с трудностями в отношении определенного финансового актива, может быть предоставлено временное облегчение.
Второе. Финансовые учреждения могут использовать внутреннюю рейтинговую систему для выявления потенциальных проблем, которые могут возникнуть у заемщиков. Этот рейтинг должен быть разработан и протестирован в сотрудничестве с международными организациями, специализирующимися на моделировании рейтингов, или, в качестве альтернативы, он должен быть разработан материнской компанией с рейтингом не ниже «A-» от Standard & Poor’s.
Третье. В тех случаях, когда между финансовой и налоговой отчетностью клиента имеются расхождения, для расчета резерва не следует использовать метод «ушедшего времени». Ассоциация уточнила, что заявление, в котором разъяснила, что разница в типе отчетности, предоставляемой заемщиками, не означает, что их коммерческая деятельность прекратилась. Данная поправка также позволит сократить объем информации, требуемой банком при рассмотрении кредитных заявок от корпоративных заемщиков.
Четвертое. В целях обеспечения оптимизации критериев связанности при расчете норматива «максимальный размер риска на одного заемщика k3» исключены любые косвенные условия, которые неточно отражают признаки экономической зависимости и контроля. Уточнено, что представляет собой крупный участник акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью.
Пятое. Расчет пруденциального норматива был скорректирован с учетом снижения максимальной суммы риска на одного заемщика k3 в связи с наличием обеспечения, такого как гарантии от «Даму», БРК, банков-нерезидентов с рейтингом A- или выше, и страховых контрактов, выданных финансовыми учреждениями с рейтингом A- или выше.
Шестое. Приняты утверждения по минимальным нормативным уровням коэффициентов покрытия ликвидности (LCR) и нетто-стабильного фондирования (NSFR).
Седьмое. В целях повышения точности оценки размера собственного капитала, который должен поддерживать банк, а также для стимулирования кредитования экономики было отменено требование о формировании регулятивного буфера. Теперь банки должны иметь в своем распоряжении соответствующий уровень резервов на случай снижения качества выданных ими кредитов.
Читайте также: