ГОНКОНГ/ШАНХАЙ, 23 декабря (Рейтер) — В государственной больнице Шанхая, где работает Нора, 30-летний врач, напряжение нарастает с тех пор, как 7 декабря Китай ослабил свою жесткую политику «нулевого КОВИДа».
Пациенты ссорятся с врачами, чтобы получить доступ к дефицитным лекарствам, таким как средства от кашля и обезболивающие. Медики перегружены; инфицированный персонал продолжает работать из-за нехватки кадров.
«Политика контроля над ковидом была ослаблена очень неожиданно», — говорит Нора, которая не стала называть свое полное имя из-за деликатности вопроса. «Больницы должны были быть уведомлены заранее, чтобы сделать надлежащую подготовку».
После нескольких лет жестких мер по борьбе с коронавирусом, резкое решение президента Си Цзиньпина о том, что в стране должны быть приняты жесткие меры по борьбе с коронавирусом. отказ от Отказ от «нулевого ковида» перед лицом протестов и расширяющейся вспышки заболевания привел к тому, что Китай пытается предотвратить крах своей системы здравоохранения.
Нехватка лекарств и наборов для тестирования, а также логистические сбои нарушают повседневную жизнь. Четыре работника больниц рассказали агентству Рейтер, что из-за недостаточного планирования мероприятий в связи с окончанием «нулевого КВИДа» им пришлось в хаотичном порядке управлять возобновлением работы.
«Я думаю, Китай считал, что его политика была успешной и что постепенный переход к эндемической фазе был возможен, но, очевидно, это не так», — сказал Кенджи Шибуя, бывший старший советник Всемирной организации здравоохранения.
Более десятка экспертов по глобальному здравоохранению, эпидемиологов, жителей и политических аналитиков, опрошенных агентством Рейтер, назвали причинами нагрузки на медицинскую инфраструктуру Китая неспособность вакцинировать пожилых людей и донести до населения стратегию выхода, а также чрезмерное внимание к уничтожению вируса.
По словам этих людей, за последние три года страна потратила большие средства на карантин и испытательные центры вместо того, чтобы укреплять больницы и клиники и обучать медицинский персонал.
«У медицинской системы нет переходного периода, чтобы подготовиться к этому», — сказал Зуофенг Чжан, профессор эпидемиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Если бы они могли потратить небольшую часть ресурсов (используемых) на тестирование и блокировку COVID-19, Китаю было бы лучше от такого изменения политики».
Национальная комиссия здравоохранения Китая не ответила на просьбы прокомментировать, насколько устойчива система здравоохранения и обеспеченность медицинским персоналом; существуют ли планы на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы справиться с резким ростом числа госпитализаций; и не помешали ли строгие меры по борьбе с коронавирусом улучшению медицинского потенциала.
Государственные СМИ защищали подход Пекина, но при этом переработали свои сообщения, чтобы подчеркнуть более мягкую природу варианта Омикрон. В обзоре ответных мер Китая на COVID-19 официальное информационное агентство Синьхуа 9 декабря заявило, что Си «поступил правильно», приняв «решительные меры по сдерживанию распространения вируса».
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
По мере роста вспышки официальные данные о тяжелых случаях и уровне смертности вряд ли отражают ситуацию, эксперты , включая Майка Райана, директора ВОЗ по чрезвычайным ситуациям, заявили. В Пекине похоронные бюро и крематории являются пытаются удовлетворить спрос.
Национальная комиссия здравоохранения сообщила лишь о нескольких случаях смерти, связанных с COVID, с момента возобновления работы, в результате чего официальное общее число смертей от пандемии в Китае составило 5 241, что очень мало по мировым стандартам.
Между тем, начавшаяся три недели назад кампания по вакцинации пожилых людей пока не принесла результатов. Общий уровень вакцинации в Китае превышает 90%, но показатель для взрослых, сделавших прививку, снижается до 57,9%, а для людей в возрасте 80 лет и старше — до 42,3%, согласно правительственным данным.
Китай отказался от внедрения западных мРНК-вакцин, которые, как показывают исследования, более эффективны, чем отечественные вакцины. Неспособность повысить уровень вакцинации среди уязвимых слоев населения может поставить под угрозу систему здравоохранения Китая, заявили более десятка экспертов.
«Как мы видели в Гонконге, невакцинированные пожилые люди подвержены особенно высокому риску смерти, и, возможно, возможности здравоохранения в Китае скоро будут перегружены», — сказал Хироши Нишиура, член японской целевой группы COVID.
Недовольство частыми закрытиями и жесткими ограничениями в отношении пандемий в Китае достигло критической точки в ноябре, когда по всей стране вспыхнули протесты. В течение нескольких дней Пекин объявил о внезапном ослаблении своих правил «нулевого КВИДа».
С тех пор в медицинских учебных заведениях прошли небольшие акции протеста, в ходе которых некоторые студенты, работающие на передовой, требовали усиления охраны и обеспечения медицинскими препаратами. Смерть 23-летнего студента-медика в Чэнду 14 декабря усилила общественный гнев по поводу нагрузки на систему здравоохранения Китая.
«Мы — нижняя часть пищевой цепи в больнице», — сказала 26-летняя студентка-медик из северного Китая, которая не назвала своего имени и не указала свой университет, опасаясь официального возмездия. «Если мы находимся на передовой, у нас нет достаточной защиты: нас даже просили повторно использовать маски для лица».
ЗАМЕДЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
Китайская программа «нулевого КВИДа» усилила нагрузку на больницы и медицинский персонал из-за централизованной медицинской системы, когда людей требуют госпитализировать, даже если у них легкие симптомы. Правительство начало разрешать домашний карантин только 7 декабря.
Хотя Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний постоянно предупреждал, что крупномасштабная вспышка заболевания окажет разрушительное воздействие на систему здравоохранения, зацикленность на уничтожении вируса привела к напряжению медицинских ресурсов.
Некоторые эксперты, такие как Хун Сяо, научный сотрудник Онкологического исследовательского центра имени Фреда Хатчинсона в Сиэтле, заявили, что нулевая коВИД оказалась дорогостоящей и опасной для общественного здравоохранения, отвлекая средства и медицинский персонал на передовую линию борьбы с пандемией и не позволяя пациентам с другими заболеваниями получить лечение.
Другие исследователи говорят, что нынешняя угроза для системы здравоохранения Китая преувеличена.
Чэнь Цзимин, исследователь из китайского университета Фошань, сказал, что есть все шансы, что китайская медицинская система справится с ситуацией теперь, когда страна отменила карантин для бессимптомных и легких случаев заболевания.
«Я думаю, что сейчас Китай вполне может смягчить надвигающееся цунами COVID-19», — сказал он. «Конечно, медицинские системы в эти дни находятся под большим давлением, но я думаю, что правительство сможет справиться с этим».
Тем не менее, инвестиции Китая в медицинские ресурсы, такие как больничные койки, и темпы роста медицинского персонала замедлились во время пандемии, показывают официальные данные. Хотя общие расходы на здравоохранение выросли с 2019 по 2021 год, они немного снизились в доле ВВП впервые более чем за шесть лет — до 6,5% в прошлом году по сравнению с 7,1% в 2020 году и 6,6% в 2019 году.
Неясно, сколько средств ушло на строительство карантинных объектов или проведение тестов, но по оценкам аналитиков , собранные Reuters в мае, согласно которой планируемые расходы Китая на COVID в этом году составят около 52 миллиардов долларов.
Столкнувшись с резким ростом числа инфекций, власти пытаются играть в догонялки. По данным агентства Reuters, местные органы власти проводят тендеры на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких и мониторов для пациентов. В период с 15 ноября по 15 декабря было опубликовано 423 тендера на покупку аппаратов искусственной вентиляции легких, по сравнению с 283 тендерами за предыдущий период и 200 тендерами до этого.
Несмотря на то, что правительство изменило свою позицию, призывая людей оставаться дома, если они не очень больны, пациенты стекаются в больницы и клиники после трех лет правительственной пропаганды об опасности вируса.
В Тяньмэне, небольшом городе недалеко от Уханя, инфицированные пациенты разбивают лагерь возле клиник, где им ставят внутривенные капельницы, по словам одного из жителей, который поделился снимками с Reuters.
В Ханьчуане, провинция Хубэй, пациенты сидели в своих машинах и получали внутривенные жидкости через окна автомобиля, как показали кадры, полученные агентством Рейтер 14 декабря.
В некоторых городах отсутствие четких инструкций о том, что происходит, когда кто-то заражается, усугубляет беспорядок.
В государственной больнице Пекина старший врач сказал, что все операции были отменены, за исключением тех случаев, когда пациент, вероятно, умрет на следующий день.
«До 80% врачей в ведущих больницах Пекина заражены вирусом, но вынуждены продолжать работать», — сказал он агентству Рейтер на условиях анонимности, поскольку не имел разрешения на общение со СМИ.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в Китае на 1000 человек приходится около 2 врачей, в то время как в Германии — 4,3, а в Великобритании — 5,8. В стране имеется 3,6 койки интенсивной терапии на 100 000 человек по сравнению с 34,7 в США, 29,2 в Германии и 12,5 в Италии, свидетельствуют данные Всемирного демографического обзора.
НЕТ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ
В этом году у Китая были и другие причины придерживаться строгого подхода к нулевому уровню заболеваемости, учитывая угрозу, которую могла представлять крупная вспышка для ключевых мероприятий. Перед зимними Олимпийскими играми в Пекине в феврале правительство ужесточило контроль над пандемией , а государственные СМИ предупреждали об опасности вируса.
В преддверии съезда Коммунистической партии в октябре, на котором Си стремится закрепить свое правление на третий срок, власти подчеркнули, что могут быть никаких отклонений от нулевого КВИДа, несмотря на экономические издержки, и предупредил о рисках, связанных с любым повторным открытием.
«Если ослабить профилактику и контроль эпидемии, большое количество людей заразится в течение короткого периода времени, возникнет большое количество тяжелых случаев и смертей, что приведет к нехватке медицинских ресурсов», — говорится в комментарии «People’s Daily», официальной газеты партии, опубликованном 12 октября, в котором содержится призыв придерживаться «нулевого» КОВИДа.
В то время как Си крепче ухватился за власть и сосредоточился на том, чтобы любой ценой уничтожить вирус, руководство не озвучило никакого плана того, как Китай будет двигаться дальше. удушающих ограничений.
Когда в последние недели число заражений стало резко расти, стало ясно, что вирус преодолел нулевую защиту COVID.
Но неожиданный разворот Си означал, что многие компании оказались неподготовленными с больничными листами или защитным снаряжением, а многие простые китайцы, не привыкшие лечить COVID дома, наводнили аптеки в поисках лекарств от простуды и гриппа.
Некоторые города заявили, что работники с легкими симптомами могут продолжать ходить на работу, сообщили местные СМИ, что внесло дополнительную путаницу. Одна шанхайская больница сообщила своим сотрудникам на этой неделе подготовиться к «трагической битве».
По меньшей мере 10 медицинских экспертов, беседовавших с Reuters, заявили, что они ожидают пика заболеваемости в ближайшие один-два месяца, в период празднования Нового года по лунному календарю, который начнется 21 января.
По словам Кита Нила, заслуженного профессора эпидемиологии инфекционных заболеваний Ноттингемского университета, волна смертей, подобная той, которую пережил Гонконг в начале этого года, является «хорошим маркером того, что может произойти» в материковом Китае.
«Основной проблемой будет большое количество серьезных инфекций и смертей среди в основном восприимчивого населения, поскольку оно не подвергалось инфекции или вакцинации», — сказал он.
Американский Институт метрики и оценки здоровья, входящий в состав Университета Вашингтона, на прошлой неделе заявил, что он ожидает более 1 миллиона смертей до 2023 года в результате резкой отмены китайских ограничений на COVID.
В своей шанхайской больнице Нора говорит, что число новых случаев заражения растет, хотя больница не разглашает эти данные публично. Медики опасаются заразить пациентов и родственников.
«У больницы нет идеального плана по решению всех проблем, и политика меняется каждый день», — сказала она.