ШАНГХАЙ/БЕЙДЖИНГ, 21 декабря (Рейтер) — По мере того как массовая волна инфекций COVID-19 в Китае начинает свое шествие по стране размером примерно с Европу, эффект пульсации на бизнес ускоряется.
Из своего первоначального эпицентра на севере, включая столицу Пекин, инфекции COVID-19 распространяются по всей стране, и случаи заболевания мешают рабочим в производственных поясах, включая дельту реки Янцзы, недалеко от Шанхая.
Розничная торговля и предприятия финансовых услуг сильно пострадали от нехватки персонала, не отстают от них и производители, по данным международной бизнес-организации, работающей в Китае.
«Сектора розничной торговли и обслуживания клиентов находятся в глубокой беде. Очевидно, что у них ограниченное число сотрудников, которые могут работать из-за болезни, поэтому многие из наших крупных розничных компаний даже не открывают свои двери», — сказал Ноа Фрейзер, управляющий директор Канадско-Китайского делового совета.
Поскольку массовое тестирование прекратилось после того, как Китай резко отказался от политики «нулевого коэффициента» в этом месяце, официальные данные больше не позволяют достоверно фиксировать новые случаи заболевания. По состоянию на среду, в стране зарегистрировано всего 5 241 смертельный случай от COVID-19 с начала пандемии.
Однако некоторые оценки все же есть, предсказывают, что волна , охватившая страну, может заразить до 60% 1,4-миллиардного населения Китая.
«Число случаев заболевания начинает расти за пределами крупных городов, что, конечно, означает, что вирус движется, и мы увидим дальнейшие разрушения», — сказал Фрейзер.
Даже до того, как инфекция COVID-19 начала мешать работе компаний в Китае, вторая по величине экономика мира уже была подавлена усилиями по борьбе с инфекциями, поскольку жесткий контроль за передвижением и неоднократные блокировки препятствовали потреблению и производству.
Объем производства на заводах и розничные продажи в Китае достигли своего худшие показатели за последние шесть месяцев в ноябре, до отмены большинства ограничений COVID в начале декабря.
Розничные продажи упали на 5,9% в годовом исчислении на фоне широкого ослабления сектора услуг, а производство автомобилей упало на 9,9% по сравнению с ростом на 8,6% в октябре.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЗАТОР
Ведущий производитель автомобильных микросхем, Renesas Electronics Corp. (6723.T) приостановлено производство в прошлую пятницу из-за инфекции COVID-19 на своем заводе в Пекине, но заявила, что он возобновит работу во вторник.
«В нескольких случаях компании либо полностью закрыли свои заводы, либо сократили часть производства», — сказал президент Торговой палаты Европейского союза в Китае Йорг Вуттке.
Китайская система «замкнутого цикла», при которой работники изолированы от внешнего мира и на которую полагались многие китайские заводы в эпоху «нулевого КВИДа», начинает разрушаться по мере того, как инфекции проникают в рабочие коллективы, добавил Вуттке.
«Вы должны подготовить своих людей к отключению до того, как у них начнется эта лихорадка, которая, по сути, затуманивает их рассудок, если они находятся, например, у станков».
Один из руководителей крупной автомобилестроительной компании сказал, что сохранение работников со специальными навыками на производстве в условиях резкого роста заболеваемости — это лишь одна из проблем, с которыми они сталкиваются.
«Если у водителей грузовиков возникают проблемы, то товары не могут быть доставлены на заводы, заводы не могут перевезти автомобили в магазины, и вся цепочка промышленности страдает», — сказал он.
Старший менеджер, работающий в секторе тяжелых грузовиков, сказал, что дилеры, с которыми он разговаривал, либо уже заражены, либо ухаживают за больными членами семьи.
«По сути, все застопорилось, и вы не можете вести реальный бизнес», — сказал он. Оба руководителя отказались назвать свои имена, поскольку не имеют права говорить с представителями СМИ.
Положение Китая как ключевого звена в глобальной цепи поставок, а также основного фактора продаж для многих мировых компаний, производящих потребительские товары, означает, что дальнейшее падение объемов производства и потребительского спроса будет ощущаться далеко за пределами страны.
Длительная блокировка Шанхая в апреле и мае привела к нарушению цепочек поставок таких транснациональных корпораций, как Apple (AAPL.O), Tesla (TSLA.O), Adidas (ADSGn.DE) и Estée Lauder (EL.N).
На данный момент, однако, это влияние частично ограничивается экономическими трудностями в других странах мира, снижающими спрос на продукцию из Китая.
«Снижение спроса в США и Европе на потребительские товары, вероятно, скрывает некоторые последствия», — сказал Джонатан Читаят, азиатский босс шанхайской компании Genimex Group, контрактного производителя ряда потребительских товаров.
В пользу производителей, поскольку в ближайшие месяцы все больший процент рабочей силы пострадает от инфекций, говорит праздник Лунного Нового года, когда многие заводы закрываются как минимум на месяц, поскольку рабочие возвращаются в свои родные города.
Несмотря на то, что худшие последствия этой волны еще не проявились, некоторые предприятия в Китае сохраняют относительно оптимистичный взгляд на будущее, когда первая волна инфекций спадет.
«Большинство моих клиентов сейчас по уши в долгах, поэтому все они будут пытаться развлекать людей и проталкивать сделки», — говорит Диллон Кинг, соучредитель компании, занимающейся импортом продуктов питания и напитков.
«Я с оптимизмом смотрю на предстоящий год, но определенно чувствую боль последних нескольких недель».