Возможно, Институт негосударственной строительной экспертизы будет ликвидирован в Казахстане. Согласно сообщению, новый проект Строительного кодекса полностью передает экспертную деятельность в руки Госэкспертизы, сообщает Bizmedia.kz.
Эту информацию представил Бирлик Ережепов, председатель правления «Палаты экспертных организаций», аккредитованного профессионального объединения, на пресс-конференции в Атамекене.
«Министерство строительства планирует использовать проект Кодекса и законодательные механизмы для ликвидации негосударственной строительной экспертизы. Статья 118 проекта Кодекса полностью передаст экспертную деятельность Госэкспертизе. И, похоже, разработчики не обращают внимания на то, что более 2000 человек могут остаться без работы, а также на то, что были затрачены значительные средства — 155 млн тенге на создание уникальной информационной системы для работы экспертов», — отметил он.
Согласно его словам, восемь лет назад государство предприняло все усилия, чтобы избавиться от монополии, улучшить качество работ, сократить сроки и цены, а теперь возвращается к исходной точке.
«Дам, если захочу, и заберу, если захочу» — это очень плохой сигнал для рынка. Бизнес начнет серьезно задумываться, стоит ли в следующий раз доверять министерству промышленности и строительства. Было бы понятно, если бы Госэкспертиза предоставляла лучшее качество работ по сравнению с негосударственными экспертами, но этого не происходит, — подчеркнул глава палаты.
Согласно статье 118 нового кодекса, экспертная деятельность будет подвержена государственной монополии, что означает, что все экспертные работы в сфере негосударственной экспертизы будут полностью контролироваться государством.
Это фактически приведет к уничтожению института негосударственной экспертизы в области строительства, который был создан в рамках программы «100 шагов», включающей 47-й шаг, направленный на перевод экспертизы проектов в сферу конкуренции. Таким образом, государство проявляет несогласованность в своих действиях. Часто мы видим, что государственные программы принимаются, но ни одна из них не реализуется полностью, и мы не получаем отчетов о их фактической реализации», — пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что версия статьи 118 проекта Кодекса, предложенная министерством, существенно отличается от первоначального варианта, который был представлен на согласование в «Атамекен» и отраслевые ассоциации, а также опубликован на портале «Открытые НПА».
«В то же время, в Мажилис был представлен третий вариант кодекса, который был пересмотрен государственными органами по их усмотрению, и не был согласован ни с НПП, ни с отраслевыми сертификациями. Иными словами, они проигнорировали мнение профессионального сообщества. Статья 118 проекта кодекса была разработана с нарушением Предпринимательского кодекса и закона «О нормативных правовых актах», который требует проведения анализа возможных рисков и регуляторного воздействия перед внедрением регуляторных мер», — заключил он.