Планы слияния компаний JetBlue (JBLU) и Spirit Airlines (NYSE:SAVE) на сумму $3,8 млрд были заблокированы федеральным судьей, что сильно ударило по планам расширения авиакомпаний, передает Bizmedia.kz.
Решение окружного судьи США Уильяма Г. Янга в пользу правительства указывает на то, что такое слияние подорвет конкуренцию и приведет к повышению тарифов, что особенно затронет бюджетных путешественников. Это решение вызвало беспокойство по поводу того, что приобретение приведет к удалению ключевого участника среди дисконтных авиакомпаний, что может заставить JetBlue отказаться от своей низкобюджетной стратегии.
Решение соответствует более жесткому подходу администрации Байдена в вопросах антимонопольной политики, и это видно из ее рассмотрения предложения Alaska Airlines (ALK) о покупке Hawaiian Holdings (NASDAQ:HA) Inc.
Реакция рынка на эту новость была быстрой и резкой. Акции Spirit упали на 47%, что стало самым крупным внутридневным падением с момента дебюта компании на рынке более десяти лет назад. Акции JetBlue, напротив, сначала выросли на 11%, а затем прибавили еще 5,9%. Обе авиакомпании выразили свое несогласие с решением суда и рассматривают возможность подачи апелляции.
Этот неудачный исход особенно сложен для JetBlue, поскольку она находится в периоде смены руководства: генеральный директор Робин Хейс скоро покинет свой пост, а его место займет президент Джоанна Герагти. Это решение не только противоречит стратегии роста JetBlue, но и следует за другим антимонопольным спором, касающимся ее Северо-восточного альянса с American Airlines (NASDAQ:AAL).
Согласно этому решению, JetBlue должна будет выплатить 470 миллионов долларов компании Spirit и ее акционерам, если слияние не состоится по антимонопольным причинам. Срок действия соглашения истекает в июле 2024 года. JetBlue и Spirit могут подать апелляцию в Первый окружной апелляционный суд США в Бостоне, но исход дела существенно повлияет на конкурентную среду для низкобюджетных перевозчиков в США.
Обзор рынка:
- Авиакомпании в состоянии замешательства: акции Spirit резко упали на 47% после отказа антимонопольного органа в слиянии с JetBlue. Уолл-стрит реагирует сдержанно: акции JetBlue сначала выросли, а затем немного подорожали.
- Решение судьи рассматривается как значительная победа агрессивной антимонопольной политики администрации Байдена.
Существенные события:
- Сделка по приобретению Spirit авиакомпанией JetBlue на сумму 3,8 миллиарда долларов была заблокирована США, ссылаясь на нарушение конкурентных правил и возможное повышение тарифов.
- JetBlue аргументировала необходимость слияния для конкуренции с гигантами отрасли, однако предложенные меры по продаже активов были признаны недостаточными.
- Это последовало за аналогичным антимонопольным поражением альянса JetBlue-American Airlines, что ставит под вопрос стратегию развития компании.
- Будущее Spirit остается неопределенным, возможны обращение или поиск альтернативных партнеров. Авиакомпаниям предстоит адаптироваться к меняющейся среде с усилением контроля со стороны регуляторов, а путешественникам-бюджетникам — столкнуться с ограниченным выбором.
Перспективы:
- Возможные обращения JetBlue и Spirit.
- Слияние Alaska Air и Hawaiian Holdings находится под пристальным антимонопольным контролем.
- Долгосрочное влияние на конкурентную среду для низкобюджетных перевозчиков остается неопределенным.
В ходе судебного разбирательства стало известно, что JetBlue планирует пересмотреть бизнес-модель Spirit, основанную на низких тарифах, и привести ее в соответствие с более высокими стандартами JetBlue. Это предполагает сокращение количества мест в самолете. Судья Янг подчеркнул, что такой шаг негативно скажется на путешественниках, которые полагаются на низкие тарифы Spirit, а также на всей авиационной отрасли, которая вынуждена предлагать более низкие цены в ответ на стратегию ценообразования Spirit. Несмотря на предложение JetBlue продать несколько выходов на посадку в аэропорту и время на полеты для низкобюджетных перевозчиков, таких как Frontier Group (ULCC) и Allegiant Airlines (ALGT), чтобы снять вопросы антимонопольного характера, судья счел эти меры недостаточными для восстановления конкуренции, которая была потеряна после слияния.
Решение судьи Янга также отражает беспокойство по поводу ограничений в авиационной отрасли, таких как производственные задержки и кадровые проблемы, которые могут препятствовать росту и выходу на рынок других авиакомпаний. Иск федерального правительства против слияния является частью более обширной борьбы с консолидацией в секторе авиаперевозок, где десятилетия слияний привели к доминированию на рынке четырех крупнейших авиакомпаний. Исход дела оставляет возможность для JetBlue и Spirit пересмотреть вопрос о слиянии в будущем, но подчеркивает, что такие сделки будут подвергаться повышенному контролю со стороны антимонопольных органов.