Александр Терентьев, руководитель отдела по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, поделился подробностями о механизмах банкротства и восстановления платежеспособности, а также об упорядочении просроченных долгов по займам и микрокредитам на площадке Региональной службы коммуникаций. Он подчеркнул, что одна из основных задач Агентства — обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, передает Bizmedia.kz.
В этом контексте, Агентство проводит надзорные мероприятия для предотвращения злоупотреблений и недобросовестного поведения со стороны финансовых учреждений. Это включает в себя проведение детального анализа обращений граждан, организацию тематических и документальных проверок, а также принятие мер надзорного реагирования на выявленные нарушения.
«В 2023 году Агентство рассмотрело более 59,4 тысячи обращений от граждан и юридических лиц. Изучение этих обращений позволяет утверждать, что большинство нарушений прав потребителей финансовых услуг связаны с тем, что кредиторы не принимают мер по урегулированию просроченной задолженности граждан: это относится как к банковским займам (53%), так и к микрокредитам (29%). 19% обращений связаны с другими участниками финансового рынка», — заявил Александр Терентьев.
С начала 2023 года Агентство применило к финансовым организациям 224 меры и выписало 159 административных штрафов на общую сумму около 189,9 миллиона тенге.
Начиная с 1 октября 2021 года, для защиты прав потребителей финансовых услуг в вопросе урегулирования долгов, внедрен единый законодательный механизм, которым должны руководствоваться кредитные организации при работе с неплатежеспособными заемщиками – физическими лицами.
Александр Терентьев подробно объяснил заемщикам, что делать в случае возникновения просрочки по займам и микрокредитам.
С 1 октября 2021 года в Казахстане действует механизм урегулирования проблемной задолженности граждан, испытывающих трудности с погашением кредита. Банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны соблюдать его и рассматривать заявления должников о реструктуризации их займов и микрокредитов.
«В 2022 году кредитными организациями были рассмотрены 708,7 тысяч заявлений заемщиков, из которых более чем 74,5% – или около 527,8 тысячи заемщиков – получили одобрение на реструктуризацию», — пояснил эксперт.
Он также отметил, что по требованию Агентства по регулированию и развитию финансового рынка кредитные организации обновляют свои внутренние нормативные документы, чтобы учесть обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности по займам и микрокредитам. Банки и МФО размещают информацию о механизме урегулирования задолженности на своих официальных сайтах, в социальных сетях и в приложениях для мобильных устройств. Они также открывают дополнительные горячие линии для консультации заемщиков по вопросам реструктуризации кредитов.