Изменения в законах Саудовской Аравии заставляют частного инвестора Имада Гандура пересмотреть ситуацию. Теперь его компания впервые может приобретать меньшинственные пакеты акций в компаниях королевства. Руководство страны нацелено на такой эффект, стремясь привлечь миллиарды долларов нового капитала и сделать экономику независимой от ископаемого топлива, передает Bizmedia.kz.
16 декабря вступил в силу первый письменный гражданский кодекс королевства, заменивший систему, в которой судьи имели полную свободу действий при вынесении решений по коммерческим спорам, руководствуясь исламским правом (шариатом). Это создало неопределенность для инвесторов, таких как Гандур, которые ранее вкладывали средства только в контрольные пакеты акций саудовских компаний.
Новые рамки «позволяют нам защитить себя лучше и более предсказуемо, чем по старому закону», — говорит Имад Гандур, соучредитель и управляющий директор CedarBridge Capital Partners, активы которой в Европе и на Ближнем Востоке составляют более 140 миллионов долларов.
Новый закон о гражданских сделках является частью реформ Саудовской Аравии Vision 2030, направленных на диверсификацию экономики страны и отказ от зависимости от нефтегазового сектора.
В 2021 году Эр-Рияд наметил цель привлечения 100 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций к 2030 году, однако к этой цели еще далеко: по последним данным приток составил немного менее 33 миллиардов долларов в 2022 году.
Некоторые консультанты считают, что новый закон может изменить ход событий, обеспечив юридическую ясность для банков, юридических фирм, управляющих активами и корпораций, которые открывают офисы или рассматривают возможность инвестирования в крупнейшую экономику Персидского залива.
«Само существование кодекса, в котором коротко и ясно изложена правовая позиция по определенным вопросам, будь то заключение договора, возмещение ущерба, расторжение или что-то еще, придаст инвесторам гораздо больше уверенности», — говорит Джозеф Чедраве, партнер юридической фирмы Covington & Burling, который консультирует компании, участвующие в международных спорах в стране.
СОМНЕНИЯ
Однако, согласно опросу Reuters, юристы, банкиры и инвесторы отмечают, что неопределенность в применении новых законов может замедлить заключение сделок и ограничить приток прямых инвестиций. Процесс применения этих законов потребует времени и судебного разбирательства, чтобы судьи могли полностью разобраться в их применении.
Эндрю Маккензи, глава отдела судебных разбирательств, арбитража и расследований на Ближнем Востоке в DLA Piper, который оказывает консультационные услуги компаниям в Саудовской Аравии, отметил: «Нам нужно увидеть, как они будут применяться, и судьям придется разобраться в них в определенной степени». Он также добавил, что его компании нужно изучить, как закон будет работать на практике, прежде чем они смогут принять какие-либо конкретные обязательства.
Несмотря на это, новые законы должны снизить политический риск для предпринимателей, которые раньше сталкивались с неопределенностью в отсутствии письменного кодекса и принимали решения на основе личного усмотрения. Новый кодекс, хотя и основан на принципах шариата, в значительной степени опирается на гражданское законодательство Египта 1849 года, что обеспечивает юридическую базу и указывает судьям на нормы, которым они должны следовать.
Все судьи проходят обучение по новому закону, и он будет применяться задним числом ко всем контрактам. Новые изменения включают такие меры, как право акционеров на выход из инвестиций и возможность принудительного присоединения миноритарных акционеров к продаже компании. Также сокращается возможность судебного произвола при определении размера компенсации за ущерб.
Отсутствие неопределенности и ясность правовой базы способствуют снижению риска для банков и облегчают выдачу кредитов под залог. Также новый закон определяет правила для расторжения контрактов в случае неуплаты и позволяет предъявлять иски за упущенную выгоду. Однако остаются вопросы относительно применения этих законов в случае деловых споров между иностранными и местными сторонами.
Один из международных инвесторов, желающий сохранить анонимность из-за частной природы вопроса, сообщил, что они отклонили возможность инвестирования в королевство, поскольку это требовало соответствия законам Саудовской Аравии. Группа инвесторов предпочитает заключать сделки в странах, где они могут быть структурированы и регулируемы европейскими законами.
Многие инвесторы все еще предпочитают заключать контракты по британскому праву с условием арбитража, чтобы избежать судебных разбирательств в Саудовской Аравии, сообщил адвокат из одной из американских юридических фирм, также оставаясь в анонимности.
Такие инвесторы стремятся избежать возможных судебных разбирательств в судах Саудовской Аравии, которые, по их мнению, могут быть предвзяты в пользу правительства, а не иностранных инвесторов, подчеркнул адвокат.