БЕЙРУТ, 18 декабря (Рейтер) — Каждый раз, когда ломается деталь его старого серого «Мерседеса», 62-летний бейрутский таксист Абед Омайрат оказывается перед сложным выбором: влезть в долги, чтобы импортировать дорогую деталь для машины, или повысить тарифы для клиентов, чьи кошельки уже истощены тяжелым экономическим кризисом.
По его словам, эта дилемма стала еще более острой в последние месяцы, когда правительство Ливана увеличило тарифы на импортные товары примерно в десять раз в стране, которая поставляет более 80% потребляемой продукции, включая необходимые ему запчасти.
«Моим шинам уже пришел конец, вы можете видеть, что они изношены. Когда идет дождь, я боюсь, что машина будет скользить», — говорит Омайраат. Менять их необходимо, «но я не могу себе этого позволить». «
В результате экономического краха в Ливане, который продолжается уже четвертый год, валюта потеряла более 95% своей стоимости, а восемь из десяти ливанцев, по данным Организации Объединенных Наций, оказались в нищете.
В условиях сокращения валютной казны государство уже отменило субсидии на топливо и большинство лекарств.
Повышение ставки, по которой рассчитывается таможенный сбор, по словам чиновников, увеличит доходы государства и станет шагом к унификации различных обменных курсов.
Это одно из предварительных условий, выдвинутых Международным валютным фондом в апреле для получения Ливаном помощи в размере 3 миллиардов долларов США, но кредитор последней инстанции считает, что реформы идут слишком медленно.
Скачок тарифов вступил в силу 1 декабря. Налоги на импорт стали рассчитываться по курсу 15 000 ливанских фунтов за доллар вместо прежних 1,507, что означает, что торговцам внезапно пришлось платить гораздо больше, чтобы ввезти такие товары, как бытовая техника, телефоны или запчасти для автомобилей.
Это окажет еще большее финансовое давление на людей, с трудом сводящих концы с концами.
Омайраат говорит, что многие пассажиры уже просят скидки к стандартной плате за проезд в 40 000 ливров.
«Вы говорите человеку, что хотите получить за проезд 100 000 фунтов? По сути, я говорю им: не ездите со мной. Ни он не может себе этого позволить, ни я не могу его взять. Он не сможет есть, и я не смогу есть», — сказал Омайраат.
Рабих Фарес, архитектор из северного Ливана, который начал заниматься импортом подержанных автомобилей, когда бизнес замедлился, сказал, что новая ставка вынуждает автосалоны повышать цены или выходить из бизнеса.
«Вам нужно работать четыре-пять лет, чтобы позволить себе таможенную ставку на автомобиль», — сказал Фарес, который подсчитал, что стоимость импорта одного подержанного автомобиля может составить в среднем 94 миллиона ливанских фунтов, что примерно в 156 раз превышает минимальную месячную зарплату.
Министерство финансов заявило, что доходы, собранные за 15 дней после вступления решения в силу, показали «огромную разницу», но сообщило, что цифры будут готовы к концу месяца.
Парламент согласовал ставку в сентябре, но она не была введена в действие до декабря — задержка, которая, по словам временного министра экономики Амина Салама, позволила торговцам пополнить запасы импорта до повышения тарифов, одновременно повысив отпускные цены.
«Когда вы объявили об этом три месяца назад, вы как будто идете и говорите тем, кто не хочет работать прямо на рынке: идите и найдите способ извлечь выгоду. И вот что произошло», — сказал он.
Это заставило его скептически отнестись к тому, что Ливан проведет реформы, необходимые для получения окончательного кредита МВФ в ближайшие месяцы.
«В том виде, в котором мы находимся сейчас, я, по моему личному мнению, не вижу, чтобы это произошло в ближайшее время — и это меня беспокоит, потому что, как я уже сказал, каждый день задержки обходится стране в миллионы и миллионы, а народу — в боль и страдания», — сказал Салам агентству Reuters.