Гонка вооружений в Тайваньском проливе и военное давление со стороны Китая на остров, который Пекин считает своей «священной» территорией, по-видимому, будет продолжаться независимо от исхода выборов в Тайване, которым многие уделяют пристальное внимание, передает Bizmedia.kz.
Китай рассматривает президентские и парламентские выборы 13 января как выбор между войной и миром, предупреждая, что попытка добиться официальной независимости Тайваня приведет к конфликту.
Перед голосованием Китай выразил свой гнев в адрес Лай Чинг-те, кандидата в президенты от правящей Демократической прогрессивной партии (DPP), отвергая его призывы к переговорам и считая его сепаратистом.
И DPP, и крупнейшая оппозиционная партия Тайваня, Гоминьдан (KMT), утверждают, что только они могут сохранить мир. Обе партии также обязались укрепить оборону Тайваня и заявили, что будущее острова должно быть решено его жителями.
КМТ традиционно поддерживает тесные связи с Китаем, но отрицает свое сторонничество Пекина.
Ван Цзайси, заместитель главы китайского Управления по делам Тайваня в период с 2000 по 2006 год и генерал-майор китайской армии в отставке, в прошлом месяце в китайской газете Global Times заявил, что Лай от DPP является «экстремистским» сторонником независимости.
«Если он будет избран, нельзя исключить возможность военного столкновения в Тайваньском проливе. Мы должны полностью осознавать это», — сказал Ван.
Такой исход может иметь серьезные геополитические и экономические последствия, натравливая Китай на Соединенные Штаты — две ведущие военные державы мира — и блокируя ключевые морские пути, что приведет к нарушению цепочек поставок полупроводников и сырьевых товаров.
«Я полагаю, что они предпримут более решительные действия, чтобы предупредить нового президента о его будущей политике в отношении Китая», — сказал адмирал Ли Хси-мин, бывший глава военного ведомства Тайваня, имея в виду Пекин.
Западные чиновники, отвечающие за безопасность, пытаются оценить, насколько серьезно Китай может отреагировать военно на результаты выборов.
Один из чиновников, говоривший на условиях анонимности, поскольку ему было запрещено общаться с прессой, сообщил, что Пекин может подождать и внимательно следить за развитием событий до 20 мая, когда новый президент вступит в должность и произнесет инаугурационную речь.
В случае, если DPP выиграет президентское кресло, но потеряет большинство в парламенте, это также смягчит реакцию Китая, поскольку ослабит способность DPP принимать законы.
Западный чиновник добавил, что такой исход выборов может удержать Китай от резких действий. Министерство обороны Китая, осуждающее правительство Тайваня за намеренное «нагнетание» военной угрозы со стороны Китая в предвыборных целях, отказалось комментировать данную ситуацию.
Представитель министерства обороны Тайваня, Сунь Лифанг, заявил журналистам, что его оценка действий Китая не зависит от исхода выборов. Он отметил, что будут учитываться знаки и намерения противника в качестве основы для принятия решений.
НОВЫЙ СТАТУС-КВО
После встречи лидеров Китая и США в ноябре в Сан-Франциско, председатель КНР Си Цзиньпин, как сообщается, подчеркнул президенту Джо Байдену, что, хотя Тайвань является наиболее «опасным» двусторонним вопросом, Китай не готовится к вторжению на Тайвань.
Однако после последних президентских выборов на Тайване в 2020 году, Китай провел беспрецедентную военную активность в Тайваньском проливе. За последние полтора года было проведено два крупных военных игры вблизи острова. Китайские самолеты регулярно пересекают неофициальную среднюю линию в проливе, стремясь измотать гораздо меньшие военно-воздушные силы Тайваня, заставляя их постоянно подниматься в воздух.
Некоторые аналитики предсказывают, что Народно-освободительная армия (НОАК) будет все чаще бросать вызов прилежащей зоне Тайваня, находящейся в 24 морских милях (44 км) от побережья. В свою очередь, Тайвань укрепляет свою оборону, понимая, что каждый год ожидания «решения тайваньской проблемы» дает ему возможность укрепить свои силы.
Оборона занимает видное место в предвыборной кампании. Партия демократического прогресса неоднократно поднимала вопрос о собственной подводной лодке Тайваня, а также разработке других программ вооружений, включая беспилотники. Комитет по мирному воссоединению (КМТ) выступает за «3Ds» — сдерживание, диалог и деэскалацию. В прошлом месяце кандидат в вице-президенты от КМТ Чжоу Шоу-Конг заявил, что Тайвань должен наращивать производство ракет, чтобы показать свою готовность в случае войны.
Независимо от результата, Тайвань имеет большой портфель заказов на оружие от Соединенных Штатов. В ближайшие годы Тайвань планирует получить передовое американское вооружение, включая истребители F-16V, танки M-1A, противокорабельные ракеты Harpoon и высокомобильную артиллерийскую ракетную систему HIMARS.
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ
Несмотря на явное военное превосходство, недавние чистки в НОАК, в результате которых были уволены генералы ракетных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил, а также бывший министр обороны, могут снизить риск конфликта.
Ли, бывший глава военного ведомства Тайваня, заявил: «Чем больше у них проблем, чем больше у них коррупции, тем лучше для нас». Он также отметил, что полномасштабное вторжение в ближайшие несколько лет маловероятно из-за внутренних сложностей, с которыми сталкивается Китай.
Си, глава Китая, в последней неделе дважды выступил с речами, подчеркивая необходимость «воссоединения» с Тайванем. При этом он избегал упоминания силового варианта, хотя Пекин сохраняет возможность применения силы в отношении Тайбэя.
После выборов Китай может оказывать экономическое давление на Тайвань, нацеливаясь на торговое соглашение, заключенное в 2010 году, которое, по мнению Пекина, было нарушено несправедливыми торговыми барьерами со стороны Тайбэя. Кроме того, Пекин может активизировать работу по оказанию влияния на тайваньское население через свой отдел «Единого фронта».
«Китаю необходимо иметь возможность руководить и контролировать ситуацию на Тайване, и мы делаем это различными способами, а не только силовыми», — заявил Ву Синьбо, профессор шанхайского Фуданьского университета.
Вероятно, после выборов Китай будет продолжать демонстрировать «ястребиное» военное давление на Тайвань.