На последнем совещании правительства министр транспорта поделился докладом, освещающим текущий прогресс и перспективы развития речного транспорта в Казахстане, информирует пресс-центр министерства, передает Bizmedia.kz.
Марат Карабаев уточнил, что общая длина рек, пригодных для плавания, в стране превышает 2,1 тыс. км. Основные судоходные бассейны находятся в Иртыше, Урало-Каспийской и Или-Балхашской системах, где функционируют 779 судов и три речных порта в городах Атырау, Павлодар и Усть-Каменогорск.
В 2023 году речной транспорт смог перевезти 1,6 млн тонн груза, при этом большая часть этого объема (более 90%) была перевезена через Иртышский бассейн. Однако, в Минтранспорте уверены, что возможности речного транспорта еще не раскрыты в полной мере. Ведомство предсказывает, что в течение следующих трех лет можно удвоить грузооборот до 4,6 млн тонн.
Ведомство планирует обеспечить прирост в 2-2,5 млн тонн за счет развития транзитных возможностей Иртыша. В планах — строительство нового судоходного шлюза в районе Семея, порта в Тугыле и железнодорожной линии до китайской границы между Тугылом и Майкапчагаем.
А восстановление работы Урало-Каспийского канала и включение его в состав ТМТМ может привести к дополнительному увеличению грузооборота на 1 млн тонн. Этот шаг расширит экспортные горизонты компаний типа KPI и ТШО.
Но ключевым приоритетом развития речного транспорта остается обеспечение безопасности плавания. Компания «Қазақстан су жолдары» ежегодно проводит работы по углублению дна и очистке русла реки, а также устанавливает знаки навигационной обстановки. В 2023 году было проведено дноуглубление на объем 2,5 млн куб. м, установлено около 5 тыс. знаков и проведена очистка дна на 6 тыс. тонн. В следующем году планируется начать углубление дна Урало-Каспийского канала, сообщил руководитель Минтранспорта.
Он также добавил, что для усиления мер по безопасности необходимо заменить изношенные металлические конструкции ворот Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского шлюзов, автоматизировать все путевые работы по обеспечению безопасности плавания и обновить технический флот, занимающийся очисткой русла рек. В частности, планируется приобретение земснаряда морского класса для поддержания судоходных параметров Урало-Каспийского канала.
Кроме того, министр обсудил вопрос предоставления уполномоченной организации права на добычу речного песка, который является продуктом дноуглубительных работ. Такое разрешение может снизить затраты бюджета на содержание «Қазақстан су жолдары».