Обычно жители Казахстана могут рассчитывать на страховое возмещение от виновника аварии. Кроме того, они имеют право на компенсацию убытков от снижения стоимости своего автомобиля, сообщает Bizmedia.kz.
Как получить дополнительную компенсацию после ДТП в Казахстане
В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) по вине другого водителя, можно претендовать на два вида страховых выплат:
- Через полис ОГПО (ответственность гражданского права) виновника происшествия — сумма выплаты может достигать 2 млн тенге.
- Через собственную КАСКО (каско страхование) — однако не все автовладельцы заключают такой вид страхования.
Тем не менее, в некоторых случаях страховые компании могут недооценивать ущерб, выплачивая сумму ниже необходимой. Например, вместо 500 тыс. тенге могут выплатить всего 200 тыс. тенге. Иногда стоимость восстановления автомобиля может превышать предусмотренный лимит ОГПО в 2 млн тенге.
Для получения большей суммы выплаты, пострадавший водитель также может потребовать компенсацию за снижение товарной стоимости своего автомобиля. Однако, не всем доступна эта возможность.
Важно помнить, что мошенники могут пытаться нечестным путем завладеть частью страховых средств, выплачиваемых пострадавшему водителю. Поэтому необходимо быть бдительными и предоставлять надежную информацию при оформлении страховых случаев.
Сколько и за что могут заплатить
В соответствии с пятой главой Методики определения стоимости автомобилей в рамках судебно-экспертного автотовароведческого исследования, после аварии и проведения ремонтных работ, стоимость автомобиля снижается, что называется потерей товарного вида или стоимости. Такая потеря рассчитывается при выполнении ряда ремонтных работ, включая устранение деформаций кузова, замену несъемных элементов кузова, ремонт отдельных деталей, полную или частичную покраску внешних поверхностей кузова и бамперов, а также полную разборку салона, что приводит к нарушению качества первоначальной сборки автомобиля.
Допустим, автомобиль изначально стоил 3 000 000 тенге, а после аварии его стоимость снизилась до 2 500 000 тенге, подтверждено оценщиком. Владелец автомобиля при его продаже получит меньшую сумму. Поэтому владелец может требовать компенсацию за эту разницу от лица, ответственного за аварию.
Согласно официальному сайту Суда города Астаны, такие вопросы обычно рассматриваются в суде. Иллюстрацией может служить история истца, который после ДТП получил от страховой компании 213 298 тенге. Однако, расчеты показали, что его издержки составили 418 600 тенге, поэтому он потребовал от виновного в ДТП компенсацию в размере 181 688 тенге.
После проведения экспертизы было подтверждено, что потеря товарной стоимости автомобиля после ремонта составила 173 225 тенге, и иск был удовлетворен. Виновник аварии выплатил компенсацию.
Отметим, что также возможно требовать увеличение страховой выплаты от страховой компании, если сумма ущерба была занижена.
Кто может требовать компенсацию
Согласно данной Методике, не каждый владелец автомобиля может рассчитывать на компенсацию за потерю товарной стоимости. В случаях, когда автомобиль ранее подвергался ремонту или имел серьезные повреждения, не связанные с текущим происшествием, жители Казахстана лишены права на оценку УТС.
То же самое относится к ситуациям с значительным коррозионным разрушением, если степень износа автомобиля на момент ДТП превышает 35%, или если срок эксплуатации легкового автомобиля превышает 5 лет. Эти условия определяются через независимую оценку, которую потерпевший водитель может заказать.
После получения результатов оценки, у него будет возможность попытаться урегулировать вопрос о компенсации путем переговоров с лицом, виновным в ДТП, или подать иск в суд. В итоге, суд может потребовать от виновника ДТП компенсацию за потерю товарной стоимости.