Китай стал ключевым партнёром Казахстана по внешней торговле. Впервые за последние несколько лет удельный вес КНР в товарообороте РК достиг 21,3%. За период с 2017 года это максимальный показатель. За январь–сентябрь текущего года страны обменялись товарами на сумму 21,7 млрд долл. США.
Многолетние данные показывают, что Китай постепенно наращивал свою долю как в импорте, так и в экспорте Казахстана. Если в 2017 году доля этой страны в общем объёме продаж казахстанских товаров за рубеж была относительно невысока — всего 12%, — то теперь она выросла на 6 процентных пунктов, до 18%. Удельный вес КНР в импорте в РК с годами увеличился с 15,9% до 25,5%.
Главным конкурентом Китая на казахстанском рынке все эти годы была Россия. Северный сосед занимал большую долю в товарообороте Казахстана только за счёт импорта своих товаров. В январе–сентябре текущего года РФ не просто уступила, но и сильно отстала от КНР по стоимостному объёму товарооборота с РК. Суммарно экспорт и импорт нашей республики с Россией составил 18,9 млрд долл. США. В тройку ведущих торговых партнёров также вошла Италия (11,7 млрд долл. США), которая попала в список как покупатель нефти.
Ещё один рекорд Китая в торговле с Казахстаном: в текущем году импорт китайских товаров (11,3 млрд долл. США) впервые превысил в денежном выражении экспорт (10,4 млрд долл. США). Теперь можно смело утверждать, что КНР для РК в первую очередь поставщик, и только потом — покупатель.
Скачок произошёл в связи с тем, что Китай резко нарастил как физический, так и стоимостный объём поставок своих товаров в нашу страну. В деньгах китайские поставщики прибавили сразу 45% к аналогичному периоду прошлого года. У Казахстана тоже произошёл рост продаж, однако заметное увеличение показателей наблюдалось только по физическому объёму поставок (плюс 32,9%). В стоимостном выражении экспорт показал несоизмеримую динамику: всего плюс 2,5%.
Чтобы понять причину такого несоответствия, рассмотрим структуру казахстанского экспорта в КНР. Судя по данным таможенной статистики, китайские компании в основном были заинтересованы в покупке в РК сырьевых товаров, многие из которых в 2023 году упали в цене. Так, за январь–сентябрь текущего года Казахстан продал Китаю 4,4 млн тонн нефти — на 3,1% больше, чем за аналогичный период 2022-го. При этом, несмотря на небольшой прирост в натуральном выражении, денег от продажи нефтепродуктов наша страна получила не больше, а на 14,2% меньше, чем в прошлом году. Аналогичная ситуация складывается и по другим сырьевым товарам — газу, железной руде и концентратам, ферросплавам.
В целом за этот период средняя расчётная экспортная цена на товары для Китая упала по всем указанным в таблице категориям, кроме позиции радиоактивных химических элементов и изотопов. Эту товарную группу нельзя отнести исключительно к сырьевой. С прошлого года Казахстан начал поставлять в Китай товары высокого передела — тепловыделяющие сборки. Это конструкции для атомных электростанций, начинённые урановыми таблетками. Уникальное производство работает в Восточном Казахстане на базе «дочки» Казатомпрома — Ульбинского металлургического завода.
Китай, в свою очередь, в основном поставляет в Казахстан переработанную продукцию. Первое место в структуре китайского импорта занимают одежда, постельное бельё и одеяла. За последний год КНР нарастила поставки в этой категории вдвое в денежном и на 76,5% в натуральном выражении. Очень сильно отразилось на статистике покорение китайскими автопроизводителями казахстанского рынка легковых автомобилей. За январь–сентябрь текущего года казахстанцы купили в КНР 40,1 тыс. авто — сразу в 6 раз больше, чем за соответствующий период 2022-го. С ростом спроса увеличилась и средняя расчётная экспортная цена на автомобили made in China. Благодаря этому Поднебесная получила от казахстанских покупателей Geely, Haval, Chery и других китайских машин 653 млн долл. США (против 84,2 млн долл. США год назад).
Примечательно, что, помимо смартфонов, компьютеров и автомобилей, Китай продаёт Казахстану много различных бытовых мелочей, которые наша страна могла бы производить самостоятельно. Например, за бумажные ярлычки и этикетки за три квартала текущего года мы заплатили 10,6 млн долл. США, за детские раскраски — 13,6 млн долл. США, за упаковочные пакеты — 36,2 млн долл. США. Список товаров «на миллион» можно продолжить: туалетная бумага, картонные коробки, пуговицы, карандаши и многое другое.