В занимательной повести Halyk Bank начинается, похоже, новая глава. Просыпаются политические риски, предусматриваемые конечными бенефициарами. Факт оттока депозитов казахстанцев и, особенно компаний – до почти 12%, похоже, следствие не только неизбежности рисков, но и никудышней работы персонала. Во второй части – о том, как реагируют клиенты на ситуацию в отсутствии адекватного отклика банка, анализирует Bizmedia.kz.
Первая часть тут: Не всё коту масленица. История и финансы Halyk Bank
Имя с минусом
Halyk Bank — это все-таки имя. Часто со знаком «минус». Потому что имя есть, а звать некого: клиенту часто некуда прийти и предъявить претензии. Банку они не интересны. Придумав, как привлечь к себе клиентов ценой, банк отталкивает их качеством обслуживания, сервисом. Не только не создается уникальный по качеству и содержанию продукт, который поддержит конкурентоспособность и поможет играть в высоком ценовом сегменте, но и банальная для рынка функция – продажа авиабилетов, не оправдывает клиентских ожиданий.
Пользователь сети Мета Alexander Yermakov пишет на своей странице: «Всё написанное ниже является оценочным суждением и основано на моём личном опыте. Халык тревел — самое отстойное, что я видел!».
По его словам, он купил два авиабилета Астана-Усть-Каменогорск через Halyk Travel за 88 тыс. тенге. При покупке не было «ни звука о невозвратности билетов». Купил их только потому, что был не уверен в возможности поездки.
Планы поменялись, и он решил вернуть билеты. Подал заявку на возврат, её приняли. Обещали ответ в течение 72 часов. Проверить статус заявки в приложении Halyk было невозможно, зато на почту пришло письмо, что билеты не возвращаются.
Почему приложение не пишет об этом при бронировании? Перенести даты оказалось возможным только при условии доплаты. Но и с доплатой приложение даты не поменяло, отмечает он. «Общаться с поддержкой невозможно, позвонить и нормально поговорить с нормальным человеком – невозможно. Густо пахнет мошенничеством. Напишу в права потребителей, почитаю их комментарии», — пишет Ермаков.
В отзывах читателей почти сплошь негатив.
«Халык — это полный отстойник. Меня тоже развели, за каждый перевод снимали 3 тыс. тенге. Когда стал разбираться почему так, они, оказывается, все время считали меня клиентом Казкоммерцбанка и комиссию при переводе зарплаты брали тупо 1%. Хотя я уже два раза карточку менял, но они меня ни разу не предупредили, что мой счет не перевели на Халык. Пахнет мошенничеством», — пишет Рустам Караханов.
«Халык — это жесть и мошенничество, – вторит ему Индира Ильясова. — Никогда не открывайте там счета, да еще и по госпрограммам. Ребенку открыли образовательный депозит, купившись на хорошую ставку. А ее Халык уронил в одностороннем порядке до 8%, причем узнали мы спустя полтора года совершенно случайно. Они, типа в одностороннем порядке, имеют право уменьшить. Тогда как в договоре указана конкретная ставка — 15%. Ничего, что сейчас в любом банке ставка 16%? Забрать не дают, лишим всех процентов», — пишет пользовательница.
«Совет от бывшего банкира: пишите в Нацбанк или в АРРФР. Реакция должна быть более оперативной. В свое время банкиры нервничали, когда жалоба поступала. Надо выяснить, кто из них принимает жалобы. Насчет Халыка знаю, что ему всегда было глубоко пофиг на своих клиентов. Это его культура», — пишет Медет Рахимбаев.
Отмечу, что число пользователей банковского приложения Halyk Homebank на 1 января 2022 года увеличилось, по данным Wikipedia, до 8 млн клиентов.
На 1 сентября из 730 млрд оттока вкладов компаний в банках 600 млрд спада пришлось на Халык
Оттоки вкладов граждан и компаний из Халык банка выше, чем в среднем по системе, а, по идее, должны быть ниже, ведь банк – самый крупный, с большим, пока, отрывом по активам от других банков и, по умолчанию, должен быть самым устойчивым. Однако, казахстанцы похоже не забыли крах тоже больших – БТА Банка, Казкоммерцбанка и свои потери в них.
Вклады физических лиц в Халык банке на начало 2023 года составляли 5,14 трлн тенге, но уже с января они стали непрерывно сокращаться до мая – на 1 мая вклады физлиц упали на 230 млрд до 4,91 трлн. В июне вклады резко подросли на 240 млрд тенге. На 1 сентября депозиты физлиц банка составили 5,07 трлн. То есть, за 8 мес. 2023 года сократились на 70 млрд.
Вклады юрлиц в Халык банке на начало 2023 года составляли 5,2 трлн тенге и также падали. Здесь динамика падения была более плавной и к 1 сентября вклады компаний сократились на 600 млрд, до 4,6 трлн.
Конечно резкий рост объема депозитов физлиц в июне можно, предположительно, объяснить переводом средств вкладчиков из дочерних банков в крупнейший банк страны на фоне роста рисков в секторе, но это лишь наш допуск.
Если сравнить ситуацию в банковском секторе в целом и Халык банке, то картина негативной динамики вкладов физ- и юрлиц в Халыке вырисовывается более четко.
Вклады казахстанцев упали-отжались, а вклады компаний просто упали. В целом динамика вкладов населения и компаний показательна: в январе-феврале вклады сократились, но с марта вклады физлиц возобновили рост, что при высокой базовой ставке естественно, а вклады компаний выросли на 500 млрд за март, затем снова сократились на 400 млрд за апрель, и с мая, практически, стагнируют.
Детально. Вклады физлиц в банках Казахстана на 1 января 2023 года составляли 16,9 трлн. К 1 марта они упали на 200 млрд до 16,7 трлн, затем стали расти и к 1 сентября выросли до 18,15 триллиона. То есть, за 8 мес. 2023 года вклады населения Казахстана выросли на 1,25 трлн.
Вклады юрлиц на 1 января составляли 14,7 трлн и к 1 марта упали на 1 трлн до 13,7 трлн, затем немного подросли, и на 1 сентября составили 13,97 трлн. То есть, за 8 мес. 2023 года вклады компаний Казахстана сократились на 730 млрд тенге. И из этого оттока на 600 млрд утекли вклады из Халык банка.
Вклады физлиц в целом в банках выросли на 1 сентября 2023 года на 7,4%, а в Халык банке они снизились на 1,4%. Вклады юрлиц в целом в банках второго уровня на 1 сентября снизились на 5%, а в Халык банке за этот же период они снизились на 11,5%.
Таким образом, стоимость фондирования банка растет, тогда как мобильность работающих активов системно снизилась.
Доля кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней выросла в Халык банке за август с 2,26% до 2,56%. Соответственно провизии выросли на 17 млрд до 468,5 млрд. Кредиты — основной актив банка. Резервы на потери говорят о качестве кредитного портфеля, они отражают уровень финансовой стабильности банка в целом.
Собственный капитал Халык банка в апреле 2023 года снизился с 2,13 трлн до 1,9 трлн в мае и даже на 1 сентября не вернулся к показателю апреля – 2,099 трлн. В банковском секторе такого скачка капитала не было: на 1 апреля он составлял 5,68 трлн, на 1 мая – 5,89 трлн тенге.
Впрочем слабая динамика капитала – это забота Нацбанка и предлог для повышенного внимания к банку рейтинговых агентств.
«Львиная доля» в госпрограммах
Стоит отметить, что каких-то скандалов, которые бы негативно отразились на репутации банка, не было, а прежнее же выделение «львиной доли» финансирования по госпрограммам, возможно, укрепляет репутацию банка в индустрии, но для клиентов мало что значит.
В 2019 году в Казахстане для создания собственного производства импортировавшихся на тот момент социально значимых товаров народного потребления и продовольствия, поддержки предпринимателей в обрабатывающей промышленности, предоставлении услуг и АПК запущена программа «Экономика простых вещей». Государство субсидирует кредиты предпринимателям, снижая конечную ставку до 8-9%. Срок займа – до 10 лет. Льготные условия финансирования позволяют предпринимателям открывать новые производства или модернизировать имеющиеся. Действие программы продлено до конца 2023 года. На реализацию выделен 1 трлн тенге.
В 2019 году по программе просубсидирован 171 проект на сумму кредита 61,2 млрд тенге, сумма выплаченных субсидий составила 1,1 млрд. За 2020 год — 386 проектов на 347,3 млрд, сумма субсидий – 12,4 млрд. За 2021 год — 372 проекта на 360,3 млрд, сумма субсидий – 29,4 млрд. За 2022 год — 177 проектов на 260,5 млрд , сумма субсидий – 54,1 млрд. За 9 месяцев этого года просубсидировано 100 проектов на 159,6 млрд , выплачено 50,1 млрд тенге субсидий.
К госпрограмме «Экономика простых вещей» подключены девять крупных банков страны, Аграрная кредитная корпорация (АКК) и Фонд развития промышленности (ФРП).
По сумме кредитов «львиную долю» в 35,05% или 461,5 млрд на 359 проектов получил, по данным СМИ (wfin.kz), Халык Банк. В два раза меньше получил квазигосударственный АО «Береке банк»: сумма кредита 228 млрд, доля — 17,33%, число проектов 217. И почти столько же получил «Банк РБК»: 217 млрд тенге, доля по сумме составила 16,5%, а количество проектов гораздо меньше – 137.
Проект субсидировался Фондом развития промышленности. Номинальная ставка по кредиту составляла 15%, а субсидируемая ставка ФРП – 9%.
Из компаний крупного капитала наиболее крупные суммы кредитов получили ТОО Railcast Systems – на 47,1 млрд тенге, АО «Евразиан Фудс Корпорэйшн» — 45,7 млрд, АО RG Brands Kazakhstan — 41 млрд, ТОО «Казфосфат» — 40 млрд, ТОО «Шин-Лайн» — 31,6 млрд, ТОО «ТехноНиколь-ЦА» — 30,6 млрд, ТОО «Прима Кус» — 27,2 млрд, ТОО «Маслодел» — 27 млрд, Altyn Shyghys — 22,6 млрд и KazAlPack — 19,2 млрд тенге.
По программе льготного автокредитования, по данным АО «Фонд развития промышленности», «в рамках финансирования фондом предусмотрено выделение 100 млрд тенге банкам второго уровня со следующими лимитами», 1 транш: АО «Евразийский Банк», АО «Халык банк», АО «Forte Bank» – по 15 млрд тенге, АО «Банк ЦентрКредит» – 27,5 млрд тенге и вторым траншем Евразийский Банк должен был получить 15 млрд тенге, а Халык банк — 27,5 млрд тенге.
Людмила Валентинова