В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» поступают жалобы от импортеров, экспортеров и местных производителей товаров. В связи с расширением контрольного списка определенных товаров в этом году, предприятия не могут выполнить свои контракты. В результате товары остаются на складах временного хранения и заводах производителей, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на НПП «Атамекен».
Обновленный список специфических товаров минпромышленности стал барьером для бизнеса
На встрече в НПП предприниматели обсудили свои сложности. Этот вопрос требует срочного решения, однако представитель соответствующего государственного органа, в частности министерства промышленности и строительства, не присутствовал на встрече.
Мы считаем, что бизнесу и соответствующим госорганам необходимо было предоставить период для адаптации к новым условиям, по крайней мере на 2-3 месяца, чтобы провести правильную разъяснительную работу, адаптировать и настроить процессы, устранить технические проблемы. Некоторые товары из этого списка на самом деле не являются двухцелевыми товарами, но они оказались заблокированными на складах временного хранения и на складах производителей. Бизнес не может своевременно доставить товар, что приводит к многомиллиардным потерям. В конечном итоге это приведет к увеличению стоимости товара в магазине, – прокомментировала ситуацию заместитель директора департамента торговли НПП «Атамекен» Ирина Тюгина.
Согласно ее словам, бизнесу не были предоставлены инструкции о действиях: что делать, если товары, коды ТН ВЭД которых были включены в контрольный список, фактически не являются товарами двойного назначения.
Представитель электронной компании, Каншаим Беркумбаева, заявила, что они столкнулись с проблемами, связанными с получением официальных разъяснений относительно критериев, использованных при обновлении списка товаров для импорта в Казахстан. В результате экспорт был заморожен, и они не могут выполнить свои обязательства перед клиентами.
Очевидно, что нормы регулирования были приняты поспешно, пытаясь скопировать опыт ЕС и США. «Самсунг» имеет подразделения в этих юрисдикциях, которые имеют практический опыт работы с санкционными товары. Компания также встречалась с посольством США в Казахстане и предоставляла сертификаты конечного пользователя производителям в странах ЕС. Если бы мы знали, какой именно опыт использовался, мы могли бы помочь с конкретными предложениями для устранения проблем.
Сейчас около 19 тысяч товаров попали в этот список. Мы не понимаем, почему такое регулирование было введено без анализа его воздействия и нарушения требований Предпринимательского кодекса. Система просто не готова обрабатывать такое большое количество заявок на разрешения и разъяснения. Фактически, есть всего один или два исполнителя в каждом из уполномоченных государственных органов.
Подобные проблемы столкнулась и обувная компания. Они продавали обувь в более чем 40 магазинах по всему Казахстану, но детская обувь была включена в список специфических товаров. Это породило проблемы с импортом обуви, так как она была отнесена к товарам двойного назначения. Эта обувь не соответствует критериям товаров двойного использования по назначению, параметрам и технологии. Более того, она является сезонным товаром, и из-за ситуации не удается доставить его вовремя до конечного потребителя.
Согласно источнику, неурегулированная ситуация может привести к увольнению сотрудников и сокращению количества магазинов. Хотя бизнес признает важность мер по обеспечению безопасности государства, он призывает к срочному вмешательству для разрешения сложившейся ситуации. Владельцы бизнеса особо акцентируют внимание на необходимости получения информации о том, как поступать, если продаваемый ими товар не относится к товарам двойного назначения.
Кроме того, они отмечают крайне длительные сроки получения заключения по идентификации определенных товаров, которые составляют от 7 до 15 рабочих дней, но на практике документы выдаются не ранее 15-го дня, и срок получения лицензии составляет 30 рабочих дней.
При попытке подтвердить, что продаваемый товар не относится к товарам двойного назначения, бизнесмены сталкиваются с технической проблемой, что делает получение соответствующего документа почти невозможным.
Кроме того, требования по получению лицензии не различаются для юридических и физических лиц, что делает их неприменимыми для некоторых поставщиков.
Эксперты отмечают, что законодатель, в данном случае Министерство промышленности и строительства, нарушил законодательную норму, не применив отсроченную норму при принятии данного нормативно-правового акта. В результате возникла угроза закрытия некоторых предприятий и убытков для всего бизнеса.
В свете поставленных вопросов участники собрания приняли решение обратиться к главе правительства с требованием незамедлительного решения проблемы.