На прошлой неделе председатель ФРС США Джером Пауэлл решительно заявил, что люди «ненавидят инфляцию, ненавидят ее». Однако он пропустил одну важную деталь: они также наказывают политиков, которые находятся у власти, когда цены растут, передает Bizmedia.kz.
Стремление центрального банка к «мягкой посадке» с более медленным ростом цен и продолжением экономического роста становится все более вероятным. Фактически, США могут оказаться в «мягком месте» именно в тот момент, когда в следующем году начнется президентская избирательная кампания 2024 года.
Такой благоприятный исход, который академические исследования и высокопоставленные экономисты считали почти невозможным после достижения инфляции 40-летнего максимума в июне 2022 года. Некоторые предупреждали, что для снижения темпов роста цен придется уволить миллионы работников, вспоминая опыт центральных банков 1970-х годов.
Однако после нескольких лет экономической нестабильности, начавшейся в 2020 году после вспышки пандемии коронавируса, американцы не радуются, а жалуются, особенно когда речь заходит об экономике.
Опрос Reuters/Ipsos, опубликованный в прошлом месяце, показал, что более 40% американских избирателей, поддержавших Джо Байдена на президентских выборах 2020 года, считают, что ситуация в экономике сейчас хуже, чем раньше.
Бывшему президенту США Дональду Трампу, который намерен баллотироваться от Республиканской партии в президенты, предъявлен ряд уголовных обвинений, связанных с его попытками оспорить результаты выборов 2020 года. Тем не менее, согласно последним опросам, на предстоящих выборах в 2024 году он может быть конкурентоспособным по отношению к Байдену.
Такая ситуация обусловлена тем, что экономические показатели на местном уровне не так благоприятны, как можно было бы ожидать, учитывая положительную динамику инфляции. Быстрый рост цен и прекращение ряда государственных программ поддержки, введенных временно во время пандемии, привели к снижению доходов населения с учетом инфляции в прошлом году, а уровень бедности вырос.
Кроме того, за последние 18 месяцев значительно возросла стоимость заемных средств из-за повышения процентных ставок Федеральной резервной системой в целях сдерживания инфляции, что дополнительно подорвало доверие потребителей.
Прошлые президентские выборы часто были связаны с вопросами экономической стабильности. Высокая инфляция и рецессия, вызванная действиями ФРС, помешали президенту Джимми Картеру в 1980 году в борьбе за переизбрание против кандидата-республиканца Рональда Рейгана; высокая безработица, рост цен и экономический спад помешали президенту Джорджу Бушу в 1992 году в борьбе за второй срок против демократа Билла Клинтона. Известно, что советник Клинтона сформулировал стратегию кампании как «экономика, глупо не замечать ее важности».
Администрация Байдена добивается снижения расходов путем освобождения стратегических запасов нефти, сокращения страховых взносов на медицинское страхование, согласования стоимости распространенных рецептурных препаратов и борьбы с монополиями в мясной промышленности.
Она также вкладывает сотни миллиардов долларов в развитие инфраструктуры, что способствует увеличению потенциала американской экономики путем улучшения цепочек поставок.
Тем не менее, есть критики, которые считают, что эти расходы и дефицит могут привести к росту цен. В ответ на это, советник Байдена объявил о запуске информационной кампании «байденомика», чтобы ознакомить общественность с преимуществами данных мер и подчеркнуть их важность для экономики и прав демократии.
Высокие результаты демократов на промежуточных выборах в прошлом году говорят о том, что многие избиратели придают большое значение этим вопросам.
‘МОРАЛЬНОЕ НЕГОДОВАНИЕ’
Аналитики, экономисты и СМИ внимательно следят за ключевым показателем инфляции — индексом потребительских цен в США. Ежемесячно этот показатель позволяет оценить, насколько выросли цены по сравнению с прошлым месяцем или годом.
За последние 12 месяцев, закончившихся в августе, индекс потребительских цен вырос на 3,7%. Это заметное снижение по сравнению с пиковым значением в 9,1%, достигнутым в июне 2022 года.
Однако, для избирателей это не является главной проблемой. Даже если темпы роста цен замедляются, они все еще ощущают последствия предыдущего повышения. Другими словами, снижение инфляции не означает, что цены возвращаются на прежний уровень, а лишь указывает на более медленный рост.
Вероятнее всего, обычный покупатель в продуктовом магазине больше обратит внимание на то, что мясо, птица, рыба и яйца стоят немного дешевле, чем в начале года, ведь инфляция на эти товары была отрицательной в течение нескольких месяцев. Однако, они все равно могут озаботиться тем, что эти основные источники белка по-прежнему стоят примерно на 24% дороже, чем до начала пандемии в 2020 году.
В середине 1990-х годов профессор экономики Йельского университета и лауреат Нобелевской премии, Роберт Шиллер, обнаружил, что инфляция ассоциируется с «тоном морального негодования». Люди высказывают свое недовольство, утверждая, что бизнес слишком усердно стремится к прибыли, Федеральная Резервная Система ведет себя необдуманно, а политики слишком усердно стремятся быть переизбранными, — пишет Шиллер.
Люди говорят о том, что бизнес слишком сильно стремится к прибыли, ФРС ведет себя глупо, люди живут сверх своих средств, а политики слишком усердно пытаются переизбраться, — пишет Шиллер.
В другом значимом исследовании, проведенном летом 2022 года, консалтинговая компания McKinsey & Company обнаружила, что начало инфляции значительно увеличило процент пессимистически настроенных респондентов по отношению к экономике. Этот процент превысил даже показатели, зарегистрированные в период пандемии, которая привела к гибели 1,1 миллиона человек в США и сильно потрясла экономику.
«Теперь, когда инфляция достигла самого высокого уровня за последние четыре десятилетия, настроение стало еще более мрачным», — говорится в исследовании McKinsey.
Заголовок доклада Американской психологической ассоциации «Стресс в Америке 2022», опубликованного в октябре прошлого года, звучал так: «Беспокоятся о будущем, одолеваемые инфляцией».
Можно ли сравнить повышение цен в продуктовом магазине или на заправке с масштабной катастрофой, какой была пандемия? В случае последней, многосторонняя государственная система социальной защиты позволила людям пережить начальный всплеск безработицы и обеспечила подушку безопасности, позволяющую им не возвращаться на работу, пока они не почувствуют, что она безопасна.
Не существует аналогичной защиты от роста цен, ограниченного семейного бюджета или уменьшающейся пенсии. Инфляция является всеобщим явлением, и попытки бороться с ней, такие как контроль цен или субсидии, обычно не дают результатов.
В этом месяце Байден обещал снова снизить цены на бензин, что может быть опрометчивым обещанием для любого президента, учитывая ограниченное влияние администрации на цены на заправках.
Остаётся вопрос о том, насколько долго будет продолжаться инфляционный эффект, будут ли темпы роста цен снижаться и сможет ли экономика двигаться в правильном направлении, как ожидает Федеральная Резервная Система.
ВСЕ ЕЩЕ ТРАТЯТ
Если все пойдет по плану Центрального банка, в следующем году возможно снижение процентных ставок. Это позволит Байдену оценить, насколько эффективна его работа в условиях сильной экономики, сокращения кредитования, экономического спада, финансового ужесточения и роста цен.
Существуют признаки того, что настроения населения могут меняться еще до того, как это произойдет. Последний опрос Бюро переписи населения США «Пульс домохозяйств», проведенный две недели до 4 сентября, показал, что хотя 80% респондентов все еще обеспокоены будущей инфляцией, это число снизилось по сравнению с предыдущими значениями во всех штатах.
Как отметил Пауэлл на прошлой неделе, есть расхождение между тем, что люди говорят в опросах и тем, как они действуют. Когда их спрашивают, они жалуются. Когда их оставляют в покое, они тратят деньги.
«Это очень активный рынок труда… Реальная заработная плата стала положительной по большинству показателей… В целом, домохозяйства находятся в хорошей форме», — заявил Пауэлл на пресс-конференции 20 сентября после окончания последнего заседания ФРС. «Опросы — совсем другое дело. Они отражают недовольство. Многие не любят инфляцию. И это заставляет их говорить, что экономика в ужасном состоянии. В то же время они тратят деньги. Их поведение не всегда соответствует результатам опроса».