Ситуация на авторынке Казахстана хорошо известна: цены ползут вверх, государственное автокредитование провалилось и банкиры взвинчивают процентные ставки, а народ, обреченно махнув рукой, идет за автокредитами, анализирует Bizmedia.kz.
«Старички и старушки»: Лады, Тойоты, Мерседесы
Глубина проблемы низкой доступности новых автомобилей становится понятной из сравнения возраста наших машин с их возрастом в других странах. Сравнить данные из разных национальных источников по среднему возрасту легкового автомобиля на дорогах этих стран сложно. Bizmedia.kz собрал такую статистику.
В Казахстане на начало 2023 года доля транспорта в возрасте старше 20 лет достигла 51%. Стоят на учёте, по данным официальной статистики, около 3,9 млн легковых автомобилей. Машин в возрасте от 10 до 20 лет — 21%, от 7 до 10 лет — 14%, от 3 до 7 лет — 6%, менее трёх лет — 8 %.
В России, по данным агентства «Автостат», средний возраст легковых автомобилей на начало 2023 года составил 14,7 года.
В Узбекистане в 2022 году средний год выпуска автомобилей на авторынке составил 2011 год, что соответствует среднему возрасту в 11 лет (но это – на авторынке, то есть, авто, не находящиеся в продаже, не попадают в статистику).
В Кыргызстане средний возраст авто в 2018 году – 16 лет. В Беларуси средний возраст легковых автомобилей на июль 2020 года составляет 13,6 года. Средний возраст автомобилей в 2020 году в Чехии — 14,8 лет, в Греции — 15,7 лет, в Литве — 16,9 лет, в Люксембурге – 6,4 года.
В США, по отчету S&P Global, в 2022 году средний возраст легкового автомобиля составил 12,2 года. Средний возраст автомобилей в Индии в 2022 году – 4,9 лет.
Таким образом, не только в Казахстане есть проблема старых, ржавых машин. Ее нет разве что в Индии, где двухколесный транспорт заменяется автомобилями, но у нас ее обостряют деньги, уплаченные как утиль сбор и украденные, и маломощный автопром. Банкиры лишь пользуются ситуацией, извлекая из автокредитования сверхдоходы.
Чиновничий «револьвер» не выстрелил
Льготное автокредитование в Казахстане эксперты оценивают примерно одинаково: оно оказалось «каплей в море» спроса и с отведенной ему, раздутой культовой ролью не справилось. Револьвер не выстрелил.
По мнению главного редактора журнала «За рулём» в Казахстане Алексея Алексеева, госкредитование имело ценность в доступности автокредита на отечественную сборку, но хорошую идею портил маленький транш, выделяемый государством: его хватало на три дня торгов, очередь выстраивалась задолго до выделения денег, спекулировали.
Льготное автокредитование — реальная возможность для покупки авто, но развивали его в иждивенческом направлении, как мы привыкли – «дайте нам кредиты». Его убили банки второго уровня. Они берут бешеный процент — вся проблема бизнеса, продаж, считает глава Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов.
«Когда сами банки второго уровня начнут давать кредиты под 4% и отпадёт необходимость в льготном кредитовании, тогда вопрос отпадёт сам с собой. Тогда не будет очереди. Ну, сделайте вы, там, 7%, 10%, (процентную ставку – bizmedia.kz) максимально, тогда всё будет нормально. Зачем сейчас 50% переплаты?», — говорит эксперт.
Именно банки виноваты в сложившейся сегодня ситуации. С ними надо что-то делать. Что касается господдержки, то здесь надо разрабатывать национальную программу субсидирования. Нужны такие программы, в которых не сможет участвовать весь народ Казахстана. Так не должно быть. То есть, нужно снизить процентную ставку банка, чтобы люди шли брать кредит, обычный средний класс, без всяких инвалидностей и прочих социальных программ.
(Льготное автокредитование – bizmedia.kz) — для остроуязвимых слоёв населения: молодых семей, матерей-одиночек, многодетных. Для них нужно делать субсидии. Вот что нужно развивать и тогда автомобильный вопрос просто отпадёт, считает Шакуов.
«Смешная история с госкредитованием. Выяснилось, что за шесть лет из наших с вами карманов вытащили $1,5 млрд. Это – сумма, которая была на утилизацию. А ведь на это собирались построить заводы по утилизации, ещё что-то. Насколько я понимаю, половина денег разворована и какие-то жалкие крохи, оставшиеся от этих денег, кинули, 100 млрд тенге, которые были розданы на около 12 тыс. льготных кредитов. За эти кредиты под 4% годовых были «драки». 4% годовых, это — фантастика, просто — раздача денег. Битва за эти машины, спрос на эти кредиты, по некоторым оценкам, желающих было около 250 тыс. казахстанцев, а получили 12 тыс., почувствуйте разницу», — говорит председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков.
А эта историю, как «угнать за 60 секунд»! За эти секунды было онлайн выдано 714 кредитов, кажется. Как это могло физически получиться, никто не знает, история – тёмная, недоумевает эксперт.
Изначально это было бесполезным: при рынке в 4 млн машин в Казахстане, 10-12 тыс. автомобилей, это — капля в море. Серьёзного влияния на рынок это не оказало. Льготные кредиты получили, как выиграли в лотерею, 12 тыс. счастливчиков. Поэтому, это и не было реальной возможностью. Причём, покупали (машины на льготные кредиты — bizmedia.kz) не обязательно многодетные, а люди, которые могли купить машины и безо всяких кредитов. Деньги эти моментально кончились и револьверное кредитование, о котором долго говорили, так и не заработало, заключает Эдоков.
Коммерческий автокредит под 20-25% — очень глупое решение
Крушение призрачных надежд на государство оживило коммерческое автокредитование. Похоже, что испугать нашего человека кредитными страшилками невозможно. Когда у него нет денег на машину, он просто идет и берет автокредит: мол, а что такого-то? Отдавать придется? Ну – да, но так это ведь потом, а не сейчас…
Если коммерческий кредит составляет 20-25%, то эта идея — так себе. Богатый человек может себе позволить платить 25% годовых. Я не знаю успешных примеров коммерческого кредитования. Финансовая грамотность в Казахстане не развита, поэтому можно кому-то рекламу в уши лить, но на самом деле вы четверть от кредита будете платить ежегодно. Это — очень глупое решение. Поэтому, и нет этих программ, считает Эдуард Эдоков.
Единственное, есть какие-то программы производителей, типа Toyota Finance. Если вы у крупных производителей покупаете, они вам могут дать льготное кредитование. Кредитная ставка — ниже коммерческой. Не слышал, что это широко распространено и какие-то серьёзные объёмы проходят. Эти программы, чтобы стимулировать продажу собственных автомобилей. Крупные компании могут себе позволить, у которых есть определённый объём кэша, который они могут в долгую отдавать на покупку своих же автомобилей. Вот, Toyota продаёт около 1 тыс. своих автомобилей в год, и она может, используя (финансовую – bizmedia.kz) подушку, свою или материнской компании, продать вам в долгую под меньший коммерческий процент, говорит он.
Но, судя по тому, что это не очень распространено, там условия не такие вкусные, как госкредитование под 4%, на наши же с вами деньги. Поэтому банковские программы кредитования нельзя назвать хорошим инструментом, это дорогие программы, я бы вообще не рекомендовал покупать автомобиль в кредит, под такие условия, заключает Эдоков.
Однако, казахстанцы, видимо, не видят другого выхода. В целом рынок автокредитования постепенно восстанавливается. Спрос есть и на новые автомобили, и подержанные. Продавцы выстраивают какие-то новые логистические цепочки, население опасается нового роста цен, возникает желание потратить деньги сегодня, чтобы они не пропали завтра…
«Дефицит постепенно выравнивается. Пока не на все марки и модели», — подтверждает Алексей Алексеев.
Современный казахстанец часто жалуется на низкие доходы, неуверенность в завтрашнем дне, но при этом готов стоять в очереди за новым «айфоном» и периодически покупать туры для купания себя в теплых ненашенских морях. Не будь программ кредитования, многие «протягивали бы ножки по одежке» и не влезали в кабалу, но хитрые банкиры уже тут, как тут. Нужны деньги – ноу проблем, берите! А отдадите чуть позже – мы вам об этом напомним…
Евразийский банк на вопрос о доступности для казахстанцев новых автомобилей ответил, что на рынке — большое число предложений, а банк «предоставляет наиболее доступные инструменты в зависимости от потребностей и финансовых возможностей людей. Менеджеры банка присутствуют в каждом автосалоне Казахстана, соответственно, каждый казахстанец может получить автокредит на приемлемых для него условиях».
По мнению банкиров, то, что каждый третий, новый или подержанный автомобиль, покупается по кредитным программам, говорит в пользу популярности автокредитов. Высокий спрос позволяет создать с дилерами-партнерами выгодные условия для клиентов и возможность купить «автомобиль при минимальном пакете документов».
Причем, за июнь в Казахстане выдано около 16,6 тыс. автокредитов — на 3,5 тыс. больше, чем в июне 2022 года. А в июле, по данным Первого кредитного бюро, выдано еще больше — порядка 17,8 тыс. кредитов на рекордные 143,6 млрд тенге. Средний чек – около 8,1 млн тенге.
Людмила Валентинова