Эхо недели с Жетыкуном Сойлеевым
Не единственным, но, без сомнения, главным событием уходящей семидневки стало объявление президентом НЭПа. Касым-Жомарт Кемелевич прямо так и зашел с главного козыря: стране нужна новая экономика, ибо «сейчас наступает ответственный исторический момент, и в том положении, в котором сейчас находится экономика Казахстана, она в дальнейшем не может оставаться», размышляет Bizmedia.kz.
Имею два вопроса. Первый: почему не может? И второй: что за исторический момент наступает именно сейчас? Ответ номер один очевиден – инвестиций в сырьевой сектор стал значительно меньше, а ив несырьевой – не стало больше, несмотря на все ухищрения правительственных и околоправительственных титанов экономической мысли.
Собственно, о последнем обстоятельстве президент высказался с обычно не свойственной ему прямотой: «Недавно я провел заседание Высшего экономического совета. Прямо скажу, высказал критику в адрес наших отечественных экономистов. Считаю, что они не дорабатывают, отсутствует креативность, отсутствует понимание задач, которые стоят перед нами и государством в целом». А что это за «некреативные экономисты»?
Перечислим их поименно:
- Первый зам. руководителя АП Тимур Сулейменов;
- Министр национальной экономики Алибек Куантыров;
- Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Асет Иргалиев;
- Председатель Национального банка Галымжан Пирматов;
- Председатель Агентства по развитию и регулированию финансового рынка Мадина Абылкасымова;
- Советник президента — зампред Высшего совета по реформам Сума Чакрабарти;
- Зав. отделом социально-экономического мониторинга АП Айдын Кульсеитов.
Позвольте, а не они ли практически в том же составе брались начать и триумфально завершить «гениальную «смену вывесок — переименование «громоздких и неповоротливых» государственных программ» в «мобильные и персонально ответственные» национальные проекты.
Однако, прошло не более двух лет, и стало ясно: эпопея с нацпроектами – красивая, но завиральная идея Мага и Кудесника реформ Кайрата Келимбетова успевшего лишиться стратегических постов в АСПиР и МФЦА, а вместе с ними – магически-кудеснического ореола. Теперь распиаренные им и – возможно – некоторыми другими магами из вышеперечисленных перед главой государства нацпрожектерские начинания будут постепенно свернуты: первая ласточка — идеологический прожектик «Ұлттық рухани жаңғыру», на который было отстегнуто 119 млрд тенге.
Но это – сущие копейки в сравнении с национальным проектищем «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», который тянет почти на 16 триллионов! Понятно, что государство в одиночку такую сумму не потянет, в документе оговаривается привлечение частных инвестиций. Но у доморощенных инвесторов, которых теоретически можно «обезжирить» добровольно- принудительно, таких денег и близко нет, а иностранным толстосумам нм во что, кроме сырья, вкладываться не интересно.
А между тем, старая экономическая модель с ориентацией на бывщих соседей по советской «коммуналке – прежде всего, на Россию – работает все хуже по понятным причинам военно-санкционного характера. И один Бог ведает, куда завтра может скатиться РФ и политически, и экономически. А новая модель все никак не выстраивается. Вот и ответ на вопрос номер два: что за «момент истины» наступает прямо сейчас?
Судя по риторике главы государства, пока у него есть только понимание крайней необходимости НЭПа – но нет четкого видения,что и как для этого предпринять. «Здесь задача Правительства состоит в том, чтобы дать соответствующие предложения. Это во-первых. Во-вторых, дать гарантию реализации планов, которые будут подготовлены в соответствии с этими предложениями. Но не буду скрывать, что я лично думаю над тем, как подойти к разработке и подготовке новой экономической модели» — сказал президент, анонсируя «новую экономику» в Павлодаре.
В народе это называется хлестко и точно: на охоту идти – собак кормить. Можно только догадываться, что предложат властные «кудесники реформ». Так что, теперь вся надежда исключительно на президента, который «лично думает» над тем, как подступиться к возникшей сверхзадаче. А вдруг придумает?