Мэр Москвы отметил, что выпуск классического советского автомобиля «Москвич», осуществленный государственной компанией в ноябре, свидетельствует о стойкости российского автопрома перед западными санкциями, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Reuters.
«Это историческое событие», — сказал Сергей Собянин во время презентации «Москвича» на заводе, который правительство Москвы приобрело у французского автопроизводителя Renault (RENA.PA) всего за один рубль (0,01 доллара). «Многие думали, что это конец российского автопрома».
Но возрождение «Москвича» — это еще и признак растущего влияния Китая на важный сектор российской экономики.
Автомобили, выпускаемые на огромном Московском автомобильном заводе «Москвич» на юге российской столицы, совсем не похожи на металлические «Москвичи» советской эпохи.
На гладких четырехдверных внедорожниках отчетливо видны детали двигателя и обивка китайской компании JAC Motors. Два источника, попросивших не называть их имен, поскольку они не имеют права общаться с прессой, сообщили Reuters, что модель «Москвич-3» — это JAC Sehol X4, собранный в Москве с использованием комплектов, приобретенных у китайского партнера.
В своем заявлении в прошлом месяце «Москвич» сообщил, что его модели 3 и 3e производятся методом крупноузловой сборки, когда автомобили собираются на заводе за рубежом, затем экспортируются и дорабатываются в России. Компания сообщила, что работает с «иностранным партнером», но не подтвердила связь с JAC.
«Локализация производства постепенно увеличивается», — сказал представитель «Москвича» агентству Reuters, добавив, что они надеются начать второй этап производства в конце этого года или в начале 2024 года, включающий сварку и окраску на московском заводе, с привлечением более широкого круга местных поставщиков российских комплектующих.
Китайские автопроизводители захватывают долю рынка в России, пользуясь уходом западных игроков, которые до вторжения на Украину доминировали на этом рынке, свидетельствуют данные автомобильной промышленности.
По данным аналитической компании «Автостат», доля импортных китайских автомобилей на российском рынке в настоящее время составляет 49%, достигнув в июне 40 тысяч единиц, тогда как в июне 2021 года она составляла всего 7% по сравнению с довоенным периодом.
Это прибыльный бизнес. По данным китайской таможенной статистики, экспорт легковых автомобилей китайских автопроизводителей в Россию в январе-мае 2023 года вырос в 5,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 3,6 миллиарда долларов, в том числе только в апреле — почти на 1 миллиард долларов.
По данным Reuters, помимо этих показателей, китайские компании также наращивают продажи в России за счет сборки автомобилей на заводах, освобожденных такими компаниями, как Renault и Nissan (7201.T).
По данным агентства Reuters, шесть заводов в России, ранее принадлежавших европейским, японским и американским автопроизводителям и осуществлявших сборку их автомобилей, теперь производят китайские модели или планируют это сделать.
По расчетам Reuters, общая мощность шести заводов составляет около 600 тысяч автомобилей в год. Министерство промышленности и торговли РФ не ответило на запрос о комментарии. Владимир Беспалов, независимый эксперт по автомобильному сектору, считает, что растущее присутствие китайских автопроизводителей выгодно для России, поскольку позволяет возобновить производство на простаивающих заводах и сохранить рабочие места. По словам президента РФ Владимира Путина, в 2020 году в отрасли будет занято около 300 тысяч человек. «Какие-то технологии будут перенесены, какие-то будут локализованы, но это будут не самые передовые технологии», — сказал Беспалов. «Но, учитывая, что больше ничего нет, это уже достаточно много». ИМПОРТНЫЕ СБОРОЧНЫЕ КОМПЛЕКТЫ После хаотического десятилетия, последовавшего за распадом Советского Союза в 1991 году, Россия поощряла западных автопроизводителей строить заводы. Она предоставляла субсидии тем, кто выполнял такие операции, как штамповка, сварка и окраска на месте, а также стимулировала их производство комплектующих в России.
К 2021 году объем отечественного производства составил около 1,4 миллиона легковых автомобилей — примерно половину установленной мощности. В прошлом году этот показатель снизился всего до 450 тысяч штук, что стало худшим результатом в отрасли со времен распада Советского Союза, поскольку западные компании ушли с рынка после войны на Украине.
По данным правительства, на долю отечественных автомобилей приходится менее 40% российского авторынка, тогда как до вторжения Москвы на Украину этот показатель составлял 70-75%.
«Безусловно, экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок будет продолжаться», — считает Андрей Ольховский, руководитель дилерской сети «Автодом». «Альтернатив для российского автопрома нет».
«Автодом», купивший дочерние предприятия Mercedes-Benz (MBGn.DE) в России, ведет переговоры с несколькими китайскими автопроизводителями о сборке китайских автомобилей премиум-класса на старом московском заводе немецкого автопроизводителя, и партнер может быть объявлен к концу года, сообщил Ольховский в электронном письме.
Это радикальное изменение судьбы китайских автопроизводителей в России. Производство китайских автомобилей в России началось только в 2019 году с приходом китайской автомобильной компании Great Wall Motor (601633.SS).
Продажи автомобилей Haval, выпускаемых на тульском заводе компании, занимают сейчас почти 10% российского рынка. Компания Great Wall отказалась от комментариев для данной статьи.
Шесть из 10 ведущих марок по доле рынка в России — это китайские автопроизводители, такие как Haval, Chery и Geely (0175.HK), согласно ежемесячным данным Автостата о продажах за июнь.
МЕНЬШЕ МЕСТНОГО ВКЛАДА
В рамках партнерства с китайскими фирмами в России сейчас производится меньше продукции на бывших западных заводах, говорят источники.
В ноябре российский автопроизводитель Sollers (SVAV.MM) сообщил о начале производства фургонов «Атлант» и «Арго» на заводе в Татарстане, расположенном в 440 км (273 мили) к востоку от Москвы, где ранее выпускались фургоны Ford Transit.
«Sollers» не назвал своего партнера. По словам другого источника, попросившего не называть его имени, JAC также поставляет сборочные комплекты для коммерческих автомобилей.
Источник, работающий в дилерском центре «Sollers», сообщил, что «Атлант» и «Арго» — это ребрендинговые версии моделей «Sunray N25» и «N35» компании JAC: «Различия есть, да. Логотипы на руле и капоте».
«Соллерс» отказался от комментариев.
Ведущий российский автопроизводитель «АвтоВАЗ», купивший в феврале завод Nissan в Санкт-Петербурге, начал там производство своей модели Lada X-Cross 5 в сотрудничестве с «восточным партнером».
Источник, близкий к компании, сообщил Reuters, что для производства автомобилей Lada там используется компактный коммунальный автомобиль «Bestune T77» китайской компании FAW Group. FAW не ответила на вопросы Reuters. «АвтоВАЗ» отказался от комментариев.
«АвтоВАЗ» публично заявил, что планирует начать локализацию производства в 2024 году, используя комплектующие от поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
СЛЕДИМ ЗА ЮАНЕМ
В связи с уходом западных компаний из России в прошлом году, Москва организовала поглощение иностранных активов государственными структурами, чтобы обеспечить продолжение производства в жизненно важном секторе.
Однако правительство в основном умалчивает о значительной роли Китая в восстановлении автомобильного сектора после 59-процентного падения продаж в прошлом году, а превозносит возрождение известных российских брендов.
Первый шаг — это «Москвич» в дополнение к «Ладе», — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров агентству РИА Новости в прошлом месяце. «Я надеюсь, что уже в следующем году за ними последует «Волга».
Центральный банк — один из немногих государственных органов, признающих растущее влияние Китая.
В своем докладе в середине июля он отметил, что несколько заводов в центральной и северо-западной частях России, простаивавших в прошлом году, теперь выпускают «автомобили на базе китайских моделей… под собственными марками».
«Если раньше преобладали автомобили из Японии и Европы, то теперь более 70% импорта приходится на Китай», — говорится в докладе.
В условиях, когда российское производство все больше зависит от импорта сборочных комплектов из Китая, прибыль зависит от курса юаня, говорит источник, близкий к одному из заводов.
«Утром первым делом смотришь на курс юаня, потому что от этого зависит маржа и цены», — говорит собеседник. ($1 = 90,5325 руб.)
Читайте также:
- Эксперт оценивает ущерб от массовой гибели тюленей на Каспии в 1,5 млрд тенге
- Билеты на встречу «Астана» с «Челси» поступили в продажу
- Солдат срочной службы покончил с собой в Актобе
- В Алматы ночью произошёл пожар в частном секторе: горели дом, баня и гараж
- Истребительная авиация Казахстане проведет учебные полеты над столицей