Невероятно, но факт: теневой рынок алкоголя в Казахстане потерял былую привлекательность. Бизнес полулегального или нелегального торговца «водкой», «коньяком» ставит под удар его семью, случаев накрытия службами подпольных цехов все меньше, масштабы производства уже не впечатляют. Поэтому правительству стоит вложиться и поддержать продвижение странового алкобренда и нескольких ключевых продуктов, анализирует Bizmedia.kz.
Состояние легкости и расслабленности — вот что чаще всего толкает к вечернему бокалу вина или виски, рюмке водки перед ужином или в компании друзей.
В среднем, 40-летний мужчина в Казахстане может выпивать от нескольких литров до нескольких десятков литров крепкого алкоголя в год. Вот казахстанцы и стали больше пить, особенно в последние два-три года, особенно крепкий алкоголь, то есть, в первую очередь, молодые здоровые мужчины.
Производство и импорт растут здоровенными бочками
По данным официальной статистики, в I кв. 2023 года объем реализации водки на внутреннем рынке составил: 21,6 млн литров, на 51% больше, чем в январе-марте 2022 года, коньяка продано 8,2 млн литров, в 2,9 раза больше, вина, без учета игристого – 8,4 млн литров, на 17% больше, игристого вина – 845,7 тыс. литров, рост – на 55%.
Производители водки нарастили объемы более, чем в полтора раза, до 19 млн литров и на 40% сократили экспорт, до 328 тыс. литров. Тем не менее, пришлось нарастить и импорт водки — на 18% до 2,9 млн литров.
Производство коньяка выросло в 2,6 раз, до 6 млн тонн, а импорт – в 4,3 раза, до 4,4 млн, но 2,2 млн литров ушло на экспорт, что в 4 раза больше, чем в январе-марте 2022 года.
Производство вина выросло, как и его импорт. Вино Казахстан на экспорт почти не поставляет.
Цифры производства всего этого добра и в 2022 году были намного выше 2021 года: за девять месяцев 2022 года в Казахстане разлито коньяка больше, чем за весь 2021 год — 10,3 млн литров, водки – почти вдвое больше января–сентября 2021 года — 42,5 млн литров и вина – на 42% больше, 21 млн литров.
Из-за рубежей нашей Родины его поставляется тоже немало.
«Водки поставляется на более чем $65 млн в год, или около 27,6 млн литров на 2022 год. Виски почти на $37 млн и, соответственно, около 6 млн литров. Это официальные данные и, скорее всего, они близки к реальности», — говорит исполнительный директор ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков.
Казахстан произвёл, по его данным, около 65 млн литров водки в 2022 году. Россия и Белоруссия поставили нам больше 21 млн литров.
«Теневая» доля рынка крепкого алкоголя уже в 2022 году резко упала
На вопрос о «теневой» доле рынка крепкого алкоголя Жуков отвечает, что уже в 2022 году доля теневого рынка резко упала, как результат работы, которая началась в 2019 году и продолжалась всё время, постепенно подтачивая основание, на котором покоился выпуск нелегального алкоголя.
«В 2023 работа продолжилась и сегодня мы оцениваем теневой рынок на уровне около 15-20% от общего потребления. Ниже 15%, это — норма для развитых стран, управляемый уровень, ниже которого сложно опуститься», — говорит наш эксперт.
Добавлю, что большую часть теневого оборота алкоголя занимает в Казахстане водка, в цене которой акциз — значителен. Водка производится по самым простым технологиям: доступ к сырью — спирту и воде — легкий, поэтому она супер рентабельна. В Казахстане водка в разы дешевле сухого вина.
Снижение покупательской способности людей, спрос на алкоголь в ночное время при ужесточении контроля над продажами в легальных точках, ненадлежащий контроль за оборотом этилового спирта, неясный учёт крепкого алкоголя и вина в кафе и ресторанах, рост ставок акцизов на алкоголь и ограничение мест и времени продаж поддерживают теневой рынок.
Теневой рынок алкоголя опасен ростом доступности алкоголя для всех, склонных к употреблению, нарушением прав на приобретение качественного алкоголя, смещением потребления в сторону крепкого алкоголя, ростом рисков смертности и заболеваемости, снижением качества человеческого капитала.
Для бизнеса теневой оборот чреват недобросовестной конкуренцией и репутационными потерями легальных производителей, для экономики и государства — недополучением акцизов и поддержкой коррупции и, тоже, репутационными потерями.
На вопрос о том, каких еще изменений, кроме борьбы с теневым рынком, жаждут производители, большинство желают видеть его как ответственный бизнес, нацеленный на устойчивое, долгосрочное развитие, предполагающее снижение подушевого потребления алкоголя с одновременной премиумизацией продукта.
«Почти все связывают свои надежды с экспортом: у нас есть что предложить потребителям во всём мире. Соответственно, все хотят справедливого регулирования, поддержки экспортных усилий, равных условий для всех игроков и разумной, основанной на прозрачных правилах, акцизной политики», — говорит эксперт.
Недавно АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) приказом Минфина РК назначено оператором контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции. Возможно, это еще сократит нелегальный оборот и справедливо определит самых крупных игроков в легальном.
Экономически алкоголь в Казахстане не очень доступен
Акциз – это налог на производителей за тот вред, который их продукция несет здоровью людей и экологии. Меньше вред — меньше налог. Именно такой гибкий подход помогает защитить рынок от подделок и дает потребителям возможность переключаться на менее вредные альтернативы. Гибкие акцизы, то есть дифференцированные налоги, влияют на рынок позитивно, поясняет Жуков.
«В абсолютном значении наши акцизы на среднем уровне или слегка выше. Однако, по уровню экономической доступности алкоголя, мы — одна из дорогих стран. Условно говоря, на среднюю зарплату житель Германии может купить в 6 раз больше водки, и даже житель РФ — на четверть больше, чем казахстанец», — говорит эксперт.
Добавлю, что резервы в акцизах есть. На днях, выступая в сенате, вице-министр национальной экономики Азамат Амрин сказал, что есть отдельные категории дорогостоящей алкогольной продукции, «ликеро-водочные изделия, которые стоят, допустим, по 5-6 млн тенге за бутылку, а ставка налога там всего 714 тенге» и предложил «в процентах стоимости взыскивать акциз и таким образом усилить налогообложение».
В США, Канаде, Франции существуют программы возврата или зачёта акциза производителям местных напитков с высокой добавленной стоимостью, таких, как вино. Это — из известных мне. Уверен, что подобные программы есть в Италии, Португалии, Австралии и южноамериканских винных державах. С крепким алкоголем, обычно, сложнее: часто субсидируется производство спирта из соображений полной утилизации зерна и поддержки сельского хозяйства. Великобритания очень напористо защищает и продвигает экспорт виски там, где возможно, излагает Жуков.
«Огромную роль играет реклама: на разворотах международных крупных изданий, в зданиях аэропортов, на спортивных соревнованиях, в популярных блокбастерах. Это то, где мы вообще не можем конкурировать из-за очень жёсткого запрета для отечественных производителей», — неожиданно напоминает эксперт.
QazSpirits только начинает прикладывать усилия, по его словам, чтобы сдвинуть правительство с его позиций по рекламе алкоголя.
«До этого стоял вопрос выживания и борьбы с нелегальным рынком. Мы представим правительству взвешенные, обоснованные предложения с расчётами», — поясняет он.
Казахстанские производители алкоголя, по его мнению, хотят поддержки общества и правительства.
В стране высокая стоимость денег, а значит, — высокие риски и затраты при выходе на внешние рынки. Помимо этого Казахстан, как бренд в мировой пищевой индустрии, производстве алкоголя, в частности, слабо известен. Считаем, правительству стоит вложиться и поддержать продвижение странового бренда и нескольких ключевых продуктов. Кроме того, следует сделать более доступными инструменты экспортного финансирования, говорит он от имени членов ассоциации.
«Со своей колокольни, я думаю прежде всего, о пищевых продуктах и брендах. У нас богатые микроэлементами почвы, то есть мы производим качественное зерно, мясо. Казахстанская органическая баранина, казахстанская чёрная икра, водка. Например, «Хаома» — бренд «миллионер», то есть, продаёт более миллиона условных коробок в год. Таких в мире немного», говорит Жуков.
Людмила Валентинова
Читайте также:
- В Алматы обсуждают двойное увеличение тарифа на обслуживание домов
- Двое казахстанцев выиграли финалы B на этапе Кубка мира по конькобежному спорту
- Сколько нефти за 10 месяцев 2024 года добыл «КазМунайГаз»
- СМАС удовлетворил иск на получение социальных выплат по случаю потери дохода
- Авиакомпанию Air Astana признали лучшей в Центральной Азии