Никто в жизни не застрахован от грядущих проблем. Бывает такое, что вы просрочили кредит, так как, например, потеряли работу. В этом случае никогда нельзя терять связь с банком, а наоборот — обратиться к нему и сообщить о проблеме. Вам обязательно помогут. Как это сделать, узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.
О том, что делать, если вы просрочили кредит, рассказал Директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
В мае 2021 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, согласно которым с 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями проблемной задолженности заемщиков – физических лиц.
Теперь заемщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами, которых обязали рассматривать заявления граждан в рамках правового поля. Данный единый правовой режим будет способствовать урегулированию задолженности на ранних этапах возникновения сложностей у заемщика, что, в свою очередь, позволит снизить долговую нагрузку и избежать ухудшения его финансового положения.
- С начала действия единого правового режима 25 979 заемщиков изменили условия по своим займам в сторону улучшения. Так, по 23 788 договорам предоставлена отсрочка по основному долгу или вознаграждению, по 16 413 договорам – изменен срок займа. Кроме того, по 861 займу – уменьшена ставка вознаграждения, было предоставлено внутреннее рефинансирование или изменен метод погашения.
Что делать, если вы просрочили кредит
«Если у вас есть просроченная задолженность по кредиту, вам необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки в первую очередь обратиться кредитору (в банк или организацию, осуществляющую микрофинансовую деятельность) для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре», – рассказывает Александр Терентьев.
«Это может быть уменьшение ставки вознаграждения, отсрочка платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, создание нового графика платежа, с учетом своего финансового положения или самостоятельная реализация залогового имущества», - отмечает представитель финрегулятора.
- Кредитор должен принять заявление заемщика, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ. Он может согласиться, принимая предложенные заемщиком изменения в условия договора, предоставить свои предложения по изменению условий договора либо отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
«Если потребителю финансовых услуг не удалось достичь согласия с кредитором, то он вправе обратиться в Агентство. При этом нужно обязательно предоставить подтверждение своего обращения в кредитную организацию и недостижения взаимоприемлемого решения», – советует Александр Терентьев.
Обращение в Агентство должно быть подано лично, либо через официального представителя, имеющего соответственную доверенность. Заявление можно подать в письменном виде, либо посредством сервиса подачи официальных обращений «e-otinish». Социальные сети, электронная почта и мессенджеры Агентства не являются официальными каналами приема обращений.
При подаче обращения необходимо в обязательном порядке указать ИИН, суть обращения, а также приложить сопроводительные и подтверждающие документы. Обращения, не содержащие данную информацию, а также те обращения, по которым не удается идентифицировать заявителя, рассмотрены не будут.
«Как показал анализ ежемесячных данных, отмечается умеренный спад обращений граждан к финрегулятору по вопросам проблемной задолженности – на 26,7% по сравнению с началом текущего года. Это значит, что заемщикам удается урегулировать процесс непосредственно с финансовой организацией. И сами финансовые организации понимают, что наращивать объем непрофильных активов на балансе нецелесообразно, поэтому настроены на урегулирование задолженности позитивно в рамках Закона», – отметил Александр Терентьев.
- Помните, что положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитора. Поэтому, чем раньше будут приняты меры по урегулированию такого вопроса, как реструктуризация займа, тем скорее будет найден вариант, устраивающий обе стороны.
«К вопросам оформления кредитов и микрозаймов необходимо подходить крайне взвешенно и аккуратно. Заемщик должен четко понимать, что кредит – это ответственность, и любой кредит необходимо возвращать. Все это надо учитывать при оценке своих финансовых возможностей перед тем, как обращаться в кредитную организацию», – продолжает Александр Терентьев.
Также он напомнил о коэффициенте долговой нагрузки – ежемесячный платеж заемщика не должен превышать половины его официального дохода.
«Внимательно читайте договор перед его подписанием. Прежде чем заключить договор с кредитором, необходимо обратить особое внимание на: срок предоставления займа/микрокредита; вид ставки вознаграждения: фиксированная или плавающая; размер годовой эффективной ставки вознаграждения; размер ежемесячного платежа и метод погашения; информацию об ответственности и возможных рисках заемщика в случае невыполнения обязательств по договору», – подытожил Александр Терентьев.
Читайте также:
- Просрочил кредит, что можно сделать по закону?
- В каких банках казахстанцы не берут кредиты
- Как кредиты дорожали в Казахстане в 2022 году
- Как запретить выдачу кредитов на свое имя удаленно в Казахстане
- Онлайн-кредиты могут запретить в Казахстане
- Как считать проценты — примеры и легкое объяснение