Посольство Казахстана в Швейцарии и Объединенная торговая палата Швейцарии-Восточной Европы, Центральной Азии и Южного Кавказа (JCC) организовали инвестиционный круглый стол для обсуждения возможностей для бизнеса в Казахстане.
В рамках встречи национальная компания «Kazakh Invest» и JCC подписали соглашение о расширении сотрудничества между Казахстаном и Швейцарией.
Гибридное мероприятие под названием «Казахстан 2023 – начало новой эры бизнеса: реформы, приватизация и возможности для прямых иностранных инвестиций (ПИИ)» состоялось в преддверии 11-го заседания межправительственной экономической комиссии в Астане 28 июня и визита Министра иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассис в Казахстан в начале июля. Встречу модерировала управляющий директор JCC Дорит Саллис.
«Казахстан, безусловно, является для нас ключевым партнером в Центральной Азии. Швейцария является пятым по величине торговым партнером Казахстана и третьим по величине инвестором», — сказал Президент JCC, Почетный консул Казахстана в Швейцарии Жан-Поль Периа.
Швейцария является третьим по величине иностранным инвестором в Казахстане с $2,8 млрд в 2022 году после Нидерландов и США. В целом швейцарские компании с 2005 года инвестировали в экономику Казахстана почти 32,7 миллиарда долларов.
В своем вступительном слове посол Казахстана в Швейцарии Кайрат Саржанов отметил, что в Казахстане действует более 300 компаний с участием швейцарского капитала, в том числе такие известные группы, как Glencore, Roche, SGS, Militzer and Munch, Philip Morris, Ammann Group , Nestle, Novartis и Sika, а также предприятия малого и среднего бизнеса (МСП), такие как Inoks Capital, Rey Group и Swissgrow.
«Мы призываем швейцарские компании инвестировать в химию и фармацевтику, машиностроение, сельское хозяйство, пищевую промышленность, транспорт, инфраструктуру и логистику, поскольку эти отрасли остаются актуальными и сегодня», — сказал Саржанов.
Он также обратил внимание на масштабную модернизационную программу политической перезагрузки Казахстана, заявив, что она «обеспечила подотчетность и прозрачность правительства, сделав огромный шаг к демократизации».
«Реформы, направленные на макроэкономическую стабильность, диверсификацию экономики, цифровизацию, развитие малого и среднего бизнеса, человеческий капитал и верховенство закона, способствуют не только благополучию нашей нации, но и повышают привлекательность инвестиционного климата страны», — сказал он. .
Сакен Олжабаев, представляющий национальную компанию «Kazakh Invest», подчеркнул стратегический доступ страны к основным рынкам, богатые природные ресурсы, благоприятную для ведения бизнеса среду, квалифицированную рабочую силу и государственную поддержку, оказываемую Советом иностранных инвесторов Казахстана, Инвестиционным омбудсменом и Советом по улучшению инвестиционной деятельности. Климат.
«В 2021 году мы ввели новый инструмент — новое инвестиционное соглашение. По сравнению с типовыми современными инвестиционными контрактами, в данном соглашении собраны все преференции в одном документе», — сказал Олжабаев.
Директор по работе с клиентами Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) Темирлан Муханбетжанов обозначил ключевые преимущества системы МФЦА для иностранных инвесторов – английскую юрисдикцию общего права, стандарты регулирования мирового уровня, независимую судебную систему и особый налоговый режим.
14 специальных экономических зон и 36 индустриальных зон Казахстана предоставляют инвесторам особые привилегии, включая освобождение от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, земельного налога и налога на имущество.
Основатель Ассоциации транспорта и торговли Европы и Центральной Азии (ECATA) Лейла Батырбекова рассказала об отличительных чертах Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), приоритетного для правительства Казахстана в развитии транспортно-транзитный потенциал.
«ТИТР не сухопутный. ТМТР является мультимодальным маршрутом, по своему определению в 100 процентах случаев пролегающим через Каспийское море, а частично через Черное море. Что касается Северного коридора [going through Kazakhstan and Russia and onwards to Europe]это только наземный маршрут, который в основном развивался за счет китайских дотаций», — сказала Батырбекова.
По ее словам, страны по маршруту ТМТР могут быть разными в зависимости от типа груза, пункта отправления и пункта его назначения. По маршруту перемещаются как контейнерные грузы, так и генеральные, сухие, наливные и другие грузы практически во всех видах подвижного состава.
Швейцарские компании также поделились опытом работы в Казахстане, своими планами и ожиданиями.
Компания SGS, основанная в 1878 г. Швейцарская многонациональная компания по испытаниям, инспекции и сертификации, работает в Казахстане уже 30 лет. Первый офис был открыт в Алматы в мае 1993 года. В прошлом году компания открыла еще один офис в Астане.
Адриан Эне, коммерческий директор компании, представил лучшие проекты в Казахстане, в частности, лабораторию нефти, газа и химических веществ в Актау, систему контроля качества добываемого и отгружаемого угля, а также управление лабораториями угля и геохимии на местах.
«Мы также видим растущий интерес к водородным решениям. Мы готовы принести эти знания в Казахстан и обслуживать рынок. Мы также видим много возможностей, открывающихся в управлении лабораториями на местах, и готовы развивать и привносить наш глобальный опыт на местные заводы и производства, а также наше новейшее и новейшее оборудование», — сказал он.
«С последними событиями Казахстан приобрел совершенно новое значение. Он становится центральноазиатским хабом, что также означает новые логистические возможности. Многие американские и европейские компании прекратили поставки на российский рынок или даже свернули свою деятельность в России. Поэтому они идут напрямую в Среднюю Азию», — сказал региональный управляющий директор по Ближнему Востоку и Центральной Азии компании Militzer and Munch Николаус Колер.
Александр Люфт, генеральный директор компании Stadler Rail CIS, Швейцарский производитель железнодорожного подвижного состава, объявила о запуске программ трансфера технологий и обучения персонала в рамках соглашения с национальной компанией «Қазақстан темір жолы» по производству и обслуживанию железнодорожной техники в Казахстане. Документ был подписан в декабре прошлого года.