В результате анализа конкуренции на рынке электрической мощности Агентство по защите и развитию конкуренции РК внесло рекомендации по усилению контроля за целевым использованием средств и отказу от краткосрочных договоров на мощность с сохранением практики заключения долгосрочных договоров с инвесторами для строительства новых генерирующих мощностей, передает Bizmedia.kz.

На данном рынке оказываются две основные услуги:
- по поддержанию готовности электрической мощности;
- по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
По результатам анализа установлено:
На рынке услуги по поддержанию готовности электрической мощности:
- в Северной и Южной энергетических зонах доминирующее положение занимает группа лиц АО «Самрук-Энерго» с долей более 35%;
- в Западной зоне – ТОО «Мангистауский атомный энергетический комбинат», АО «Атырауская ТЭЦ» и ТОО «Karabatan Utility Solutions» с общей долей более 70%.
В связи с этим, рынок признан высококонцентрированным.
Рынок услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки признан монопольным – единственным поставщиком услуги является ТОО «РФЦ по ВИЭ». Основной целью введения в 2019 году рынка мощности являлось привлечение инвестиций на введение новых и поддержание существующих мощностей.
Однако анализ показал не достижение целей введения рынка мощности. За шесть лет функционирования с момента его введения в 2019 году установленная мощность в стране увеличилась лишь на 129 МВт при полученном совокупном доходе участников рынка свыше 500 млрд тенге. При этом только 7% средств направлены на модернизацию, реконструкцию и обновление генерирующих мощностей, а оставшиеся 93% расходовались на поддержание рабочего состояния оборудования. При этом, в действующие тарифы на электроэнергию согласно законодательству уже включены, как операционные, так и капитальные затраты, включая на поддержание действующих мощностей, что подразумевало направление станциями дополнительно полученных средств на увеличение объемов выработки электроэнергии.
Несмотря на значительные доходы, уровень износа станций остался на уровне 2019 года – порядка 56%.
По расчетам экспертов, за 500 млрд. тенге могла быть построена одна угольная электростанция мощностью 530 МВт либо пять парогазовых электростанций суммарной мощностью 1150 МВт.
В связи с отсутствием государственного контроля за целевым использованием средств, получаемых от реализации станциями услуг поддержания мощности, Агентством в 2024 году инициированы поправки, предусматривающие осуществление такого контроля со стороны Министерства энергетики. Однако на практике проводимый контроль ограничивается принятием отчетов станций об использовании средств. В результате, согласно представленной информации, средства от оказания услуг направлялись не на поддержание и увеличение мощностей, а на снижение кассовых разрывов по дебиторской задолженности.
Таким образом, на рынке мощности отмечаются:
- недостаточный контроль за целевым использованием средств,
- недостижение целей введения рынка по вводу новых мощностей и модернизации оборудования.