Депутат Мажилиса Мурат Абенов на заседании обратился к заместителю Премьер-Министра — министру национальной экономики Серику Жумангарину с двумя вопросами — о контрабанде товаров и ответственности маркетплейсов перед потребителями.

«Я до этого обращался… когда завозят якобы к нам детали обуви из Китая. Заходят они как заготовки, да? 33 миллиона долларов у нас официально оформляется, а на самом деле — почти на 500 миллионов. Мы проследили, куда они ушли — это же явный показатель контрабанды», — заявил депутат.
Он отметил, что такие «детали» обуви поставляются якобы для сборки, но фактически уже готовы к продаже, затем могут участвовать даже в государственных тендерах.
«Когда внезапно какой-нибудь ИП, который на базаре торгует, завозит детали обуви, а потом участвует в тендере — возникают обоснованные подозрения», — сказал Абенов.
Второй вопрос парламентарий адресовал к теме электронной торговли и защиты прав потребителей:
«Вот мне нравится идея, что решили всё контролировать — то, что через Казпочту, учёт вести. А что с маркетплейсами? В Европе их много подозревают в продаже подделок. Как планируется привлекать их к ответственности за мошенничество, обман потребителя?»
Он напомнил, что депутаты уже поддержали инициативу об одинаковых требованиях ко всем маркетплейсам по защите прав потребителей.
«Как мы можем организовать возврат? Какие требования можем поставить? Зарегистрированы ли эти компании у нас, есть ли представители? Чтобы можно было предъявить экономические требования?» — спросил Абенов.
В ответ Жумангарин подчеркнул, что зарубежные маркетплейсы фактически выступают как платформы, а не продавцы.
«Это просто площадки, которые предоставляют услуги для селлеров. Есть продавец, есть покупатель. Ты должен работать с тем, кто тебе продаёт», — объяснил он.
По его словам, те, кто работает в Казахстане, подпадают под действие казахстанского Закона «О защите прав потребителей». А вот с зарубежными площадками, признал он, «судиться — долгая история».
«Поэтому мы вводим институт оператора электронной торговли. Этот оператор отвечает за качество декларирования, и, соответственно, за качество товара. Возврат товара и так далее — всё будете требовать от этого оператора», — заявил Жумангарин.
Он добавил, что при неправильном декларировании оператор будет платить штраф в размере 25% от таможенной стоимости товара.
«Этот институт нам нужен. Он — посредник, который будет с маркетплейсом говорить на его языке, а с гражданами — на простом и понятном», — подчеркнул министр.