Новый законопроект должен оказать помощь небольшим аэропортам, которые обслуживают менее 200 000 пассажиров в год, сообщает Bizmedia.kz.
Предварительно помощь потребуется трем аэропортам: в Павлодаре, Талыдкоргане и Петропавловске
Закон является частью запланированных поправок к существующему законодательству по вопросам транспорта.
В течение нескольких лет Палата предпринимателей НПП РК «Атамекен» обсуждает проблему нерентабельности аэропортов, независимо от формы владения или количества пассажиров.
«То, что будет субсидирование коммунальных аэропортов шаг вперед в вопросе поддержки малых аэропортов, учитывая их низкую рентабельность. Деятельность аэропортов зарегулирована со стороны уполномоченных органов, тарифы на услуги многих аэропортов являются убыточными, в том числе услуга по обеспечению авиационной безопасности. Ввиду этого инфраструктура и техническое оснащение аэропортов требует капитальных вложений. Например, в странах Европейского союза поддержание деятельности аэропортов с пассажиропотоком менее 200 тыс. пассажиров в год обеспечивается посредством прямого субсидирования, путем компенсации до 75% прямых затрат со стороны государства», — отмечает Инесса Жумабаева, заместитель директора департамента логистики и транспорта НПП РК «Атамекен».
В Казахстане существует три малоиспользуемых коммунальных аэропорта, обслуживающих в совокупности менее 200 тысяч пассажиров: в Павлодаре воздушная гавань обслужила в общей сложности 143 846 человек, аэропорт Петропавловска — 72 999 человек, а аэропорт Талдыкоргана — 56 156 путешественников.
Республика Казахстан внесла изменения в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», разрешив субсидировать муниципальные аэропорты за счет средств местного бюджета. Акиматы несут ответственность за то, чтобы эти аэропорты работали и обслуживались в соответствии с правилами безопасности, а региональные программы экономического развития аэропортов.
По новым поправкам, ожидающим утверждения, гарантируется, что любая разница между доходами, полученными от основной деятельности аэропорта, и его расходами будет покрываться субсидиями, финансируемыми государством.
«Аэропорт ежемесячно будет предоставлять в МИО заявку, которая будет рассмотрена созданной при акимате комиссией. Сумма, подлежащая субсидированию, будет определяется единогласным решением комиссии», — рассказала Инесса Жумабаева.
По ее словам, инвестируя в развитие инфраструктуры региональных аэропортов, можно положительно повлиять на инвестиционную привлекательность этих мест. Это может привести к притоку пассажиров и грузов аэропортам, а также к повышению уровня деловой активности, что будет стимулировать экономический рост в регионе.