Следователи и службы безопасности (СБ) называют одинаково зловредными два вида преступлений: мошенничество на финансовом рынке и кражу со взломом. Сейчас о жуликах в банковской сфере слышно чаще, чем о кражах со взломом. Затыкаем дыру в одном месте, тут же появляются еще — так борются банки с мошенниками, которые почему-то часто оказываются на шаг впереди. По данным Национального банка, за шесть месяцев работы, на начало февраля 2025 года, Антифрод-центр зарегистрировал 17 802 инцидента. Своевременно было заблокировано около 1,5 млрд тенге: 1,1 млрд тенге — банком-отправителем и 343 млн — банком-получателем. Добровольно возвращены пострадавшим 89 млн тенге. Сколько денег со счетов клиентов все-таки удалось украсть преступникам, не сообщается.

Наличие наручников у клиента тоже может проверяться
Стал проводить оплату менее 2 тыс. евро со своей карты, но неожиданно карту заблокировали и пришло сообщение, что для разблокирования необходимо связаться с банком по ссылке. Связался. Оказался на видеосвязи с менеджером банка.
«После стандартной процедуры подтверждения прав на счёт, менеджер спросил: где я нахожусь, как себя чувствую, знаю ли я компанию, которой собираюсь перевести деньги, задал ещё несколько вопросов, чтобы выявить мое психологическое состояние, попросил ладонью одной руки закрыть пол лица (проверка наличия наручников?), задал несколько тестовых вопросов и сообщил, что банковский счёт разблокируют в течении 5-6 минут», — пишет в Meta журналист и публичная личность Ибраш Нусупбаев, находящийся во Франции.
Забавно было наблюдать, пишет он, за лицами сотрудников транспортной компании. Они были ошарашены уровнем безопасности его счёта.
Хорошо, что я не пользую этот банк. Если роуминга нет, то просто аут, — комментирует кто-то тут же.
Тоже на днях была такая проверка из-за перевода 800 евро в Испанию. Тоже порадовал уровень безопасности счёта, пишет другой комментатор.
В Осло я пыталась бесплатно (как указано) забронить гостиницу в Копенгагене, вдруг приходит счет на оплату. Пытаюсь отменить бронь, букинг меня не понимает. Через пару минут с банка ЦентрКредит приходит сообщение: «С вашей карты попытка списания денег, карта заблокирована». И указана сумма попытки списания. Ого, подумала я и рассчитывалась картой другого банка. Так что, наши банки начеку. Надеюсь, так будет всегда!», — радуется еще один.
Но ему возражают, что вряд ли из-за суммы, а просто из-за того, что транзакция — зарубежная.
При обмене обратных билетов через сайт Turkish Airlines на оплате $100 заблокировали карту, пишет возражающий. Пришлось утром ехать в офис авиакомпании. Пока доехали, льготное время на смену билетов до отправки рейса ушло. Стали покупать новые билеты, оплата картой через терминал перестала работать, отдали за новые билеты весь нал, дозвонились в Казахстан, оказалось, что при попытке оплаты за смену билета на сайте, карту блокнула СБ банка как подозрительный платёж.
Клиент банка в качестве компенсации получил: «Извините, у нас зарубежные транзакции блокируются автоматически»…
Иногда произвольная блокировка счетов мешает. В Камбодже, хотели оплатить обед в кафе, но банк посчитал Камбоджу мошеннической страной и, хотя в списке запрещенных стран ее нет, но так и не дали пользоваться своими деньгами. Хорошо, наличку взяли, а ведь говорили, что эта карта действует везде
За границей человек особенно уязвим
«Распространённая уязвимость — излишняя открытость в соцсетях. Люди часто публикуют фото из аэропорта, билеты, выкладывают снимки паспорта перед вылетом, не скрывая личные данные и этим сами сообщают всему интернету, что их сейчас нет в стране. А когда человек физически находится за границей и вдруг получает тревожное сообщение о банковской активности, он становится особенно уязвим. Эмоции берут верх, включается тревога, и этим моментом тут же пользуются мошенники», — ответил на запрос Bizmedia.kz сопредседатель комитета информационной безопасности Альянса QazTech Евгений Питолин.

Типичные схемы выглядят так:
- Звонок, якобы от банка, полиции или финмониторинга, что с вашего счёта пытаются списать деньги. Требуют подтвердить личность, передать данные карты, код из SMS или пройти верификацию
- Поддельные письма или сообщения в мессенджерах, часто на английском языке, про блокировку счёта, штраф или нарушение закона. Могут даже пугать депортацией. Всё это делается, чтобы вызвать страх и подтолкнуть к быстрым действиям
- Попытки удалённого подключения через сторонние приложения или «помощь с экраном». Так мошенники получают доступ к устройству
- Сообщения, якобы от банка, с просьбой подтвердить ваше пребывание за границей.
Все эти схемы используют вашу уязвимость, считает эксперт. Поэтому важно помнить: ни один банк или госорган не имеет права запрашивать коды, ссылки, личные данные через мессенджеры, соцсети или письма.
Если что-то кажется подозрительным — не паникуйте. Позвоните напрямую в банк, проверьте активность по счёту, поставьте лимиты на транзакции, при необходимости, оформите запрет на оформление займов в еGov, рекомендует Питолин.
В банке ЦентрКредит внедрены специальные системы мониторинга
В банке ЦентрКредит ответили на запрос Bizmedia.kz, ответили, что «внедрены специальные мониторинговые системы, которые работают в режиме 24/7 для выявления подозрительных операций».
Чаще всего мошенники используют социальную инженерию — ввести в заблуждение, представившись сотрудниками разных организаций, и фишинговые рассылки, согласны с мнением эксперта в пресс-службе.
«Мы регулярно публикуем информацию о самых актуальных мошеннических схемах в наших аккаунтах в соцсетях чтобы наши клиенты были осведомлены и защищены», — отвечают в пресс-службе банка ЦентрКредит.

Еще 4 банка на просьбу прокомментировать Bizmedia.kz борьбу банка с попытками провести незаконные транзакции, ответили, примерно, что «информация не подлежит распространению».
По данным Антифрод-центра Нацбанка, наиболее распространенные виды обмана: телефонное мошенничество — 26% от общего числа инцидентов, лжеинвестирование — 20%, мошенничество в социальных сетях и мессенджерах — 16%.
Теперь финансовые организации вправе приостанавливать, по данным Нацбанка, выполнение операций или блокировать деньги на счете. Это происходит в случае выявления транзакции с признаками мошенничества на основании заявления клиента. Также, блокировка возможна при наличии подтвержденной информации от органов уголовного преследования. Банки могут и самостоятельно приостанавливать операции при обнаружении подозрительных транзакций.
Антифрод-центр Нацбанка не включает и не исключает казахстанцев из баз данных, не блокирует банковские счета и платежные карты, напоминает регулятор.
Формирование баз данных и инцидентов в Антифрод-центре ведется на основе решений банков и правоохранительных органов. Снятие ограничений с лиц, включенных в базу данных Антифрод-центра, проводится банками только на основании соответствующих решений правоохранительных органов. Для этого казахстанцы должны запросить от обслуживающих их банков информацию об ответственном территориальном подразделении правоохранительных органов и обратиться для выяснения причин включения в базы и информации о процедуре снятия ограничений.
Итак, для финансово комфортных поездок за границу:
- берите с собой в поездку за границу, карты, минимум, двух, разных банков
- берите в поездку за границу и наличную валюту, не крупные купюры
- старайтесь обеспечить роуминг, заранее выбирайте спецтариф: в кратковременной поездке — лучше ежедневный
- снять некоторые ограничения с карт можно самим — в мобильном приложении банка, в разделе «Карты» → «Ограничения и лимиты»