В прошедшую среду вице-премьер Серик Жумангарин обозначил в мажилисе согласованные с депутатами, пока ещё не все, критерии применения и размеры предусматриваемых новым кодексом налогов. Так что, друг с другом, исполнительная власть с законодательной, точнее, с нижней палатой парламента, договорились. У депутатов этот вариант кодекса вызвал меньше вопросов. А вот у народа, у казахстанцев, пожалуй, больше. Какие именно — разбиралась Bizmedia.kz.

Налоги на производителей 7-10%, а у ресторанов — 3%
«Партия Аманат, к моему удивлению, выступила почему-то против правильной инициативы правительства по снижению КПН для обрабатывающей промышленности, мотивируя это тем, что у нас, итак, много льгот», — пишет основатель и владелец ТОО «АВЗ» («Алматинский вентиляторный завод») Марат Баккулов.

И, реально, депутат от фракции партии «Amanat» Берик Бейсенгалиев выступил против идеи снизить ставку корпоративного подоходного налога для обрабатывающей промышленности.
Однако ни о каких льготах Марат Баккулов, как и его коллеги, поясняет он на своей странице в сети META, не слышал.
Норма зачета по НДС для ввозимых станков введена не только для обрабатывающей промышленности, но и для всех инвесторов, в том числе, горнорудной и нефтяной отраслей. Вычеты по КПН, когда вы строите или расширяете производство — не часты и разве плохо, что растут заводы и фабрики. И эта норма опять не только для обрабатывающей промышленности, перечисляет Баккулов.
«Зато мы платим почти 40% разных отчислений налогов и разных ОСМС и в пенсионный фонд с фонда оплаты труда. Платим 22% ввозных пошлин на сталь и больше 10% — на разное другое сырье, вроде алюминия и меди», — подчеркивает глава АВЗ.
При этом, пошлин на готовую продукцию из того же Китая нет. Есть декларации по местному содержанию и импортозамещению, но по факту в услугах в строительстве все отдано на откуп строителям. Налоговая нагрузка на реальных производителей от 7 до 10%, а у ресторанов — 3%, если, конечно, те чеки выбивают, отмечает Баккулов.
Партия «Amanat» выступила и против снижения порога по НДС, хотя на деле не дробятся заводы и фабрики, а дробится именно торговля и услуги, выплачивая те же самые зарплаты в конвертах. И заводам, и фабрикам приходится платить по факту зарплаты своим сотрудникам на 40% больше, потому что они отдают эти 40% в виде налогов и отчислений.
«Может, наоборот, нужно именно создавать льготы для заводов и фабрик, которые и могут увеличить ВВП. Для всех, а не только для избранных компаний сборщиков, которых я лично пока коллегами не считаю», — предлагает Баккулов.
Про потери бюджета. Бюджет в сотни раз больше теряет от дроблений, оптимизаций и контрабанды, добавляет Баккулов.
«Обрабатывающая промышленность будет облагаться по ставке КПН 20%», — сказал Жумангарин, выступая с докладом по проекту нового Налогового кодекса на пленарном заседании и озвучивая согласованные с мажилисом цифры и планы.
По его словам, социально-значимые продукты питания, книгопечатание, археология освобождаются от уплаты НДС. В социальной сфере, в здравоохранении правительство определит социальный список лекарств, освобожденных от НДС. 10% будут облагаться только платные медицинские услуги. КПН в социальной сфере — 5% с 2026 года и 10% — с 2027 года.
Также, банковские услуги будут обложены НДС, а чтобы они не выросли в цене, агенство Казахстана по защите конкуренции проанализирует обоснованность текущих расценок.
«По сельхозтоваропризводителям оставим все как есть. То есть, льгота минус 70%, остается», — добавил Жумангарин.
Специальные налоговые режимы оптимизируют
По специальному налоговому режиму (СНР) будет введен не разрешительный, а запретительный список. Все что не запрещено — будет разрешено.
Сами СНР значительно оптимизируют. Их останется три из семи:
- новый льготный режим для самозанятых
- СНР на основе упрощенной декларации
- СНР для крестьянских и фермерских хозяйств.
СНР для МСБ будет называться СНР на основе упрощенной декларации. Лимит дохода – 600 тыс. МРП сохраняется, как и сейчас. Снимаются ограничения по численности работников. Ставка 4% и может быть снижена маслихатами до 50%.
Правительством было предложено распространение режима только по определенным видам деятельности и главное условие – только B2C операции. При этом операции В2В могут осуществляться только в рамках спецрежима. Если налогоплательщик, работающий в общеустановленном режиме, покупает товар или услугу у «спецрежимщика», то он не вправе ставить себе на вычет такие расходы.
Количество видов деятельности будет регулироваться правительством. Таким образом, магазины у «дома», парикмахерские, и предприниматели, работающие с населением, подпадут под эти условия и не станут плательщиками НДС, заверил вице-премьер. — Им не надо бояться.
Не роскошествовать!
«Мы предлагаем так назваемый «налог на роскошь». Для этого предлагается увеличить ставки налога на имущество, если стоимость недвижимости превышает Т450 млн. Также планируется введение акцизов на легковые автомобили стоимостью более Т75 млн, а также на дорогие морские суда и летательные аппараты. В целях справедливости предлагаются акцизы в размере 10% на дорогие алкогольные напитки и сигары, (а также акциз на безалкогольные энергетики)», — добавил Жумангарин.

Вводится прогрессивная ставка ИПН. ИПН 15% предложено установить для тех казахстанцев, чей годовой доход превышает 8 500 МРП или Т33,422 млн в 2025 году. Это позволит, по мнению правительства, создать механизм, при котором высокие доходы будут облагаться дополнительным налогом.
Также, в пакет поправок, направленный на трансформацию налоговой системы, вошло предложение облагать 10% КПН доходы по государственным ценным бумагам (ГЦБ) и бумагам квазигоссектора, которые сейчас освобождены от налогообложения.
Традиционно, в Казахстане все равны! Но есть те, кто равнее. Поэтому, доходы от ценных бумаг АО «НУХ «Байтерек» предлагается освободить от налогообложения до 2030 года. Это позволит ежегодно вливать в экономику по 10 трлн тенге.
Предложено, чтобы комплексные налоговые проверки назначались только в случае, если налоговая нагрузка на предприятие будет ниже среднего уровня по отрасли и региону.
Предлагаются изменения в регистрацию юрлиц, учредители или руководители которых ранее привлекались к ответственности за налоговые нарушения, они не смогут зарегистрировать новое юрлицо. Для нарушителей, владельцев бездействующих ИП, открытие новых ИП будет процессом усложнённым. По словам Жумангарина, нормы соответствующие готовы.
Правительство заплатит за компромисс
НДС будет 16%. Порог по НДС определить в размере 40 млн тенге. 40 млн тенге, это — плод компромисса, который достигнут благодаря конструктивной позиции правительства и депутатов. Но хочу сказать, что мы на этом фоне теряем 160 тыс. новых налогоплательщиков и не добираем где-то 400 млрд тенге дополнительных поступлений от НДС в бюджет. Это, чтобы бизнесмены завтра понимали, что правительство и парламент готовы идти на такого рода компромиссы, — добавил Жумангарин.
В целом, вместо 12 налогов будет 11.
Также, 2 платы из 10 предлагается к исключению: платы за размещение рекламы и за пользование лицензиями. Предлагается объединить 3 платы: за пользование водными ресурсами, за лесные пользования и за пользование животным миром в плату за использование природных ресурсов. Число ставок в этих платах будет сокращено на 77. Предлагается сократить 6 видов сборов. По ним будут исключены 34 вида ставок. Также исключаются 5 видов госпошлин, ставки по ним будут сокращены на 51.
Оптимизируются налоговые льготы. По данным налоговых деклараций признаны льготами 453 нормы на 3,4 трлн. Предлагается отменить 128 налоговых льгот на сумму более 1,3 трлн тенге.
Правительство сформулировало понятие налоговой льготы и условия предоставления, продления, сокращения льгот. Ежегодно будет отслеживаться их эффективность.
Налоговые ставки дифференцируются. Базовая ставка КПН сохраняется на уровне 20%, но для банковского и игорного сектора ставка составит 25%, для финансового лизинга и социальной сферы — 10%, для сельхозтоваропроизводителей — 3%.
В проекте кодекса предусмотрены стимулы для инвесторов. Предлагаются 100%-ные вычеты по затратам на строительство, покупку оборудования и программного обеспечения, на их реконструкцию и модернизацию. Планируется разрешить использование вычетов на расходы по разведке в рамках действующих контрактов или вне их. Также предлагается ввести нулевую ставку НДПИ до 5 лет для разработки новых низкорентабельных частей месторождений.
Вводятся налоговые преференции для переработки твердых полезных ископаемых. Для зрелых нефтяных месторождений предлагается альтернативный налог на недропользование. Экономия от налоговых льгот не останется у недропользователей. Предусмотрен запрет на получение дивидендов. Средства будут направлены на инвестиции в добычу и развитие региона — улучшение инфраструктуры, обучение местных кадров и поддержку научных исследований.
Правительство предложило сервисную модель работы с налогоплательщиками: налоговое администрирование перестанет быть карательным, акцент будет на внедрении так называемого «фискального» сопровождения, сократится на 30% налоговая отчетность. Камеральный контроль будет не контрольным, а предупредительным, перейдет из сферы устранения нарушений в выявление расхождений.
Изменятся подходы в принудительном взыскании налоговой задолженности — не будет, в том числе, блокироваться вся деятельность бизнеса из-за незначительных сумм налогов.
«Надежды юношей питают»
Дополнительно 4-5 трлн тенге налоговых поступлений в год, снижение зависимости от Национального фонда, самодостаточность бюджета, надеется получить правительство от налоговой реформы.
«Да, изменения могут повлиять на инфляцию, но этот эффект будет временным и исчерпается за год. По нашим расчетам, дополнительная инфляция будет в коридоре 2,5-3%», — сказал Жумангарин.
То есть, в 2026 году за налоговую реформу заплатят все, без исключения, казахстанцы. Точнее, платить они станут раньше, ибо бизнес уже с момента принятия кодекса начнет готовится к рискам и повышать цены.
Новый налоговый кодекс, это — риск
И уже в соцсетях, кроме критики, появилось предложение подождать со всем этим коллективным, правительственно-парламентским, творчеством.
«На фоне глобальной турбулентности принимать новый налоговый кодекс, это — не реформа, это- риск!», — считает казахстанский предприниматель, совладелец ряда компаний, председатель президиума НКР «Paryz» Жумабек Жаныкулов.

Сейчас, когда США и Китай наращивают тарифные конфликты, Евросоюз — защитные меры, Россия и Индия реализуют активную политику импортозамещения, Казахстан переписывает Налоговый кодекс с повышением ставки НДС до 16%. Опыт с НДС в 20% уже был. В 90-х и начале 2000-х. Этот уровень не дал роста бюджета, но вызвал, по его мнению, отток предпринимателей в тень. Тогда правительство приняло правильное решение снизить ставку до 12%, пишет Жаныкулов на своей странице в META.
Бизнес и без того испытывает, по его оценке, шок: инфляция, рост тарифов на энергоресурсы и логистику, нестабильность спроса. Инвестиции требуют уверенности в завтрашнем дне. Когда фискальная политика становится переменной величиной, капитал уходит туда, где правила стабильны.
Казахстану критически нужна цифровизация импорта. Это — основа прозрачной и честной экономики. Импорт из Китая требует цифрового контроля. Конфедерация «Paryz» предлагает внедрить обязательную цифровую фиксацию импорта, в том числе, через создание аналитических систем по кодам ТНВЭД, с автоматическим выявлением подозрительных поставок. Это усилит таможенное администрирование и эффективность протекционистской политики.
Протекционизм активно применяется в США, Китае, Индии, России, Узбекистане. Без поддержки бизнеса государство рискует лишиться, считает предприниматель, производственного потенциала. Каждый доллар, который остается в Казахстане, приносит больше пользы экономике, чем каждые 80 центов, которые уходят за границу.
Жаныкулов предлагает:
- Отложить налоговую реформу до завершения оценки ее последствий и стабилизации внешнеэкономических факторов
- Внедрить цифровой контроль импорта на границе с обязательной классификацией по кодам ТНВЭД
- Реализовать национальную протекционистскую политику оперативно, с приоритетом внутреннего производства
- Обеспечить стабильность инвестклимата, отказавшись от резких фискальных новаций.