Председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков рассказал, что в Мажилисе рассматривается обновленный проект закона «О защите прав потребителей», сообщает Bizmedia.kz.

Документ разработан по поручению Президента Казахстана с учетом анализа обращений граждан, предложений общественных институтов и результатов социологических исследований. 4 сентября 2024 года законопроект был одобрен депутатами Мажилиса в первом чтении.
Новая редакция закона направлена на усиление защиты прав потребителей, в том числе за счет введения института Омбудсмена, а также установления гражданско-правовой ответственности предпринимателей в виде штрафов. Кроме того, из законодательства исключены невозвратные тарифы на билеты.
«Особое внимание уделено вопросам электронной торговли – в законопроекте появится отдельный раздел, направленный на усиление защиты прав потребителей в онлайн-шопинге», – отметил на пресс-конференции в СЦК Аскар Тынысбеков.
10 января 2025 года Президент Казахстана подписал закон, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), расширяющие полномочия Комитета по защите прав потребителей. Теперь уполномоченный орган может рассматривать дела, связанные с заведомо ложной рекламой (ст. 157 КоАП) и введением потребителей в заблуждение относительно качества товаров и услуг (ч. 1 ст. 190 КоАП).
Как отметил председатель Комитета Аскар Тынысбеков, ранее нарушения по этим статьям фиксировались в большом количестве, но механизм их выявления и привлечения к ответственности был неэффективен. «С передачей этих функций уполномоченному органу ситуация изменится, и закон заработает в полную силу», — подчеркнул он на пресс-конференции в СЦК.
Кроме того, серьезные изменения коснулись ч. 5 ст. 190 КоАП, регулирующей обязанности продавцов по предоставлению информации о контактных данных на казахском и русском языках, обеспечению обмена или возврата товара, а также ответу на претензии потребителей.
По словам Тынысбекова, правоприменительная практика показала резкий рост количества наказаний по этой статье — с 49 до 1306 предупреждений. Однако предупреждения не обеспечивали должного эффекта в плане профилактики нарушений, поэтому «в КоАП вместо предупреждения введено наказание в виде штрафа» отметил глава Комитета.
В 2024 году Комитет по защите прав потребителей получил около 63 тыс. обращений. Дополнительно в отраслевые государственные органы поступило более 122 тыс. жалоб, а общественные объединения потребителей рассмотрели порядка 73 тыс. заявлений.
«Каждое второе обращение в 2024 году было удовлетворено, а еще 35% гражданам была оказана правовая помощь. Больше всего жалоб поступает на розничную торговлю – 37,5%, за ней следует электронная торговля, количество обращений по которой с 2022 по 2024 год выросло в 5,5 раза. На третьем месте – бытовые услуги (8,8%), далее сфера ЖКХ (7,4%) и связь (3,5%)», – отметил Тынысбеков.
Комитет по защите прав потребителей в 2024 году провел более 1200 проверок и 300 профилактических контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. По итогам проверок 107 компаний были оштрафованы, а 1306 получили предупреждения.
«В результате принятых мер права потребителей были защищены на сумму 2 млрд тенге. Зафиксировано 120 резонансных дел, в рамках которых удалось восстановить права 670 человек на сумму 1,4 млрд тенге. Например, за год были удовлетворены требования 58 покупателей автомобилей ненадлежащего качества на общую сумму 810 млн тенге, а дольщикам и покупателям жилья возмещено 228,5 млн тенге. Аналогичные решения приняты в отношении нарушений в сфере транспортных и туристических услуг», – отметил Тынысбеков.
Также он напомнил, что с 2022 по 2023 год Комитет инициировал 7 исков против АО Bek Air на сумму более 144 млн тенге в защиту 1861 потребителя. По этим делам суд вынес решения в пользу пострадавших пассажиров.