Депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинулы на заседании обратился с вопросами к заместителю премьер-Министра Ермеку Кошербаеву и министру транспорта Марату Карабаеву, подняв проблему неудовлетворительного состояния платных дорог и отсутствия дифференцированной платы за проезд для иностранных перевозчиков.

«Водители-перевозчики массово жалуются, что платные дороги, особенно первой категории, не соответствуют заявленным стандартам качества. Люди вынуждены платить за проезд по трассам, на которых приходится дополнительно тратиться на ремонт автомобилей. Почему происходит такая ситуация? Кто несёт ответственность за контроль качества платных дорог?» — задал вопрос депутат.
В ответ министр транспорта признал наличие проблем на ряде участков.
«В Казахстане самые низкие тарифы по сравнению с другими странами, в том числе с соседними. Они в 20 и более раз ниже. Однако на некоторых участках действительно есть проблемы. В свое время не были выделены средства на ремонт. К примеру, дорога на Боровое была завершена в 2009 году, но пропущены три ремонтных цикла. Сейчас мы работаем над устранением таких проблем», — пояснил Карабаев.
Он также отметил, что на проблемных участках плата за проезд не взимается.
«В тех местах, где состояние дороги неудовлетворительное, плата не изымается. Также по поручению главы государства 10 тысяч километров дорог республиканского значения пройдут средний ремонт», — добавил министр.
Однако депутат возразил, что никаким регламентом освобождение от платы за проезд по таким дорогам не закреплено.
«Ни один официальный документ этого не подтверждает. Везде плата взимается, и ваши представители на прошлых заседаниях не смогли объяснить, почему», — подчеркнул Нажметдинулы.
Депутат также обратил внимание на отсутствие дифференцированной платы за проезд по экостандартам.
«Мы давно запретили казахстанцам ввоз автомобилей ниже Евро-4 и Евро-5, но иностранные перевозчики продолжают беспрепятственно использовать наши дороги. Почему мы не дифференцируем оплату, как это делается в Европе?» — спросил Нажметдинулы.
Министр транспорта ответил, что такой шаг приведет к необходимости изменения условий для казахстанских перевозчиков.
«Если мы введем дифференциацию для иностранных перевозчиков, то аналогичные условия придется применять и к казахстанским. В результате 8 тысяч машин Евро-4 и Евро-5 будут платить меньше, а остальные 25 тысяч машин, принадлежащих среднему и малому бизнесу, окажутся в невыгодных условиях», — пояснил Карабаев.
Однако депутат с таким ответом не согласился.
«Я не сказал запретить проезд машинам ниже Евро-4, а говорил о международной практике, где такие автомобили облагаются дополнительным сбором. Почему это не применяется у нас?» — уточнил он.
Министр сообщил, что данный вопрос изучается, но пока подобные меры в Казахстане не предусмотрены.