Намерение правительства страны либерализовать розничный рынок горюче-смазочных материалов вызвало немало вопросов, касающихся того, как новые цены на бензин и солярку скажутся на других отраслях экономики.

В частности, на таком чувствительном и зависимом секторе, как сельское хозяйство, которое на протяжении многих лет субсидировалось в Казахстане за счет поставок солярки по льготной цене в период посевной и уборочной кампаний. Ответ на этот вопрос уже дан: сельчане этой весной получают дизтопливо со скидкой в 45% от рыночной стоимости.
Напомним, что в конце января этого года министерство энергетики объявило о поэтапной отмене государственного регулирования предельных цен на ГСМ в связи с необходимостью привлечения дополнительных инвестиций в отрасль и устранения причин перетока казахстанских бензина, дизтоплива и автогаза на рынки соседних стран. К настоящему времени литр дизельного топлива на заправках в Казахстане стоит 295-297 тенге против 230-260 тенге в зависимости от региона в конце прошлого года – и такое резкое удорожание действительно могло бы ударить по сельхозтоваропроизводителю, заставив его резко повысить стоимость своей продукции, если бы правительство (как и обещало) не сохранило бы механизм удешевленных поставок.
По сведениям министра энергетики Казахстана Алмасадама Саткалиева, еще в феврале текущего года был утвержден график по поставке 401 тысячи тонн дизтоплива на весенне-полевые работы в период с 1 февраля по 30 июня 2025 года.
«Ранее в течение двух лет цена удерживалась 228 тенге за литр с доставкой в регионы, что означало конечную цену в 250 тенге у сельскохозяйственного товаропроизводителя с НДС, маржа операторов по поставкам дизтоплива при этом составляла 22 тенге за литр, что значительно выше маржи АЗС. После отмены государственного регулирования цен на АИ-92 и дизтопливо рекомендуемая министерством текущая цена дизтоплива составляет 232 тенге за литр до станции назначения в регионах», — сказал глава минэнерго.
По его словам, конечная цена продажи удешевленной солярки сельчанам устанавливается региональными операторами, но она не может составить больше 254 тенге за литр, что дешевле на 50 тенге (или на 15%) розничных цен на казахстанских АЗС. Более того, если сравнивать прошлогоднюю стоимость удешевленного дизеля для сельчан с нынешней, то для них дизель подорожал всего на 4 тенге за литр, так что ожидать всплеска цен на зерно, картофель и другую овощную сельхозпродукцию, массово выращиваемую в полях и требующую значительного расхода дизельного топлива из-за либерализации рынка ГСМ не приходится. Это не значит, что хлеб и картошка не подорожают существенно в текущем году, но их возможное подорожание точно не будет связано с ростом цен на солярку.
Правда, сельчанам нужно быть готовым к тому, что осенью цена удешевленного ГСМ вновь поднимется, поскольку власти не могут заставлять производителей дизтоплива работать с большими убытками – другой вопрос, что стоимость удешевленной солярки для казахстанских аграриев будет расти пропорционально увеличению цены «на пистолете» частных АЗС, сохраняя разницу с ними в 15%. Это тот минимум, который не даст отечественным НПЗ уйти в убытки при снабжении сельчан удешевленным ГСМ, при этом государство намерено установить жесткий контроль за целевым использованием солярки для аграриев со стороны операторов: каждая партия такого дизеля получит отдельный код, само топливо будет окрашено в желтый, синий и красный цвета, что позволит выявлять факты продажи его «налево» с последующим наказанием оператора за подобные «вольности».
Кроме того, минэнерго создает отдельный виртуальный склад для удешевленного дизельного топлива в электронной системе счетов-фактур, так что весь объем удешевленной солярки должен этой весной дойти до своего целевого адресата – сельхозтоваропроизводителя. Не должно возникнуть заминок и с отгрузкой топлива операторам: НПЗ дали согласие на наполнение железнодорожных цистерн удешевленным топливом в приоритетном порядке, в строгом соответствии с заявками, оплатой и подачей вагонов компаниями-операторами, определяемыми акиматами областей. С «Казахстан Темир Жолы» также достигнута договоренность о том, что на железнодорожных путях этим цистернам будет даваться зеленый свет в приоритетном порядке. Дополнительной гарантией соблюдения всех этих договоренностей будет контроль за ситуацией с поставками со стороны премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова.
«Министерствам энергетики, сельского хозяйства и акиматам областей следует обеспечить контроль за поставками удешевленного топлива в установленных объемах, в отношении компаний и физических лиц, допускающих нецелевую реализацию распределенного топлива, поручаю принимать самые жесткие меры», — заявил глава казахстанского правительства.
Отметим, что это все Бектенов подкрепил постановлением кабинета министров, согласно которому в текущем году из резерва правительства будет выделено более 116 млрд тенге для поддержки отечественных аграриев, благодаря чему общий объем льготного финансирования посевных и уборочных работ достигнет объема в 700 млрд тенге. Так что наряду с государственной помощью по приобретению новой техники казахстанские аграрии будут и далее получать возможность покупать топливо для нее по ценам, ниже рыночных, весной и осенью каждого года.