Агентство по противодействию коррупции провело комплексный анализ дорожного строительства, сообщает Bizmedia.kz.

По его итогам, рассмотренным на коллегии Антикора, выявлено более 1,2 тыс. коррупционных рисков на всех этапах — от планирования до приемки работ. Установлено 591 случай завышения смет на сумму 11 млрд тенге, что стало возможным из-за ручных проверок проектов и недобросовестных экспертов.
Рекомендовано пересмотреть подход к экспертизе, сделав акцент на оценке обоснованности расходов, как это практикуется в странах ЕС, США, Сингапуре и Гонконге. Министерству транспорта направлено около 100 предложений, включая автоматизацию ПСД, усиление контроля технадзора и создание цифровой карты автодорог. Также предлагается привлечь КаздорНИИ для научного сопровождения проектов.
В рамках мониторинга за 2024 год из 258 участков строительства дорог введено в эксплуатацию 119, общей протяжённостью 1,8 тыс. км, устранено 95% выявленных дефектов.
Для предотвращения коррупции внедрён механизм «окрашивания денег», который будет распространён на всю дорожную отрасль. Проект реализуется при участии Нацбанка и Минфина на платформе «Цифровой тенге». «Маркировка» каждого тенге позволит контролировать движение бюджетных средств до конечных исполнителей. В рамках пилотного проекта уже перечислено 164 млрд тенге на строительство железной дороги «Достык-Мойынты» и 100 млн тенге — на ремонт автодороги «Мукур-Кульсары».
Руководство Антикора отмечает, что повсеместное внедрение цифровых технологий станет эффективным инструментом борьбы с хищениями и будет способствовать развитию прозрачного бизнеса по принципу «Open Book».